141840 (141840) wrote,
141840
141840

Бедственное стояние на мели брига "Новая Земля" 19 июля 1821 года

название или описание
Картинка отсюда

   Российский флот, рожденный однажды неутомимыми стараниями Петра Великого и прославленный великими победами во времена Екатерины II, к первой четверти 19 века достиг возраста зрелости и в полной мере приступил к выполнению задач нешуточных, задач исследовательских, задач научных.  О многих из них, если доведется, я расскажу позднее.
   В любом учебнике истории можно встретить упоминания о тех великих русских  первопроходцах, которые проложили дорогу в Арктику, Приамурье , Приморье,  Сахалин и другие малодоступные, в свое время, области нашей страны и даже в Антарктику. Чаще всего этими людьми, даже в сухопутных экспедициях, были морские офицеры флота российского. Моя цель познакомить читателя с некоторыми подробностями тех великих путешествий.


Когда-то я писал про необычный, на мой взгляд, способ, который использовался моряками для спасения судна в случае постановки его на мель. Способ этот заключался в том, что для предотвращения "заваливания"  корабля, стоящего на банке во время отлива, экипаж подпирал корпус всевозможными предметами, находящимися на нем. В ход шли запасные реи, стеньги и другие элементы оснастки.
 Никогда ранее, ни в одном источнике мне не приходилось читать про нечто подобное. Однако, приходится признать, что этот прием был довольно обычным во времена парусного флота. Что же заставило меня сделать такой вывод? Факты!
Вот еще один случай подобный описанному ранее.

  В июле 1821 года из Архангельска  к берегам Новой Земли отправился  бриг с одноименным названием, под командой молодого (всего 23 года) офицера - лейтенанта Федора Петровича Литке. Несмотря на юный возраст, за плечами Литке уже была кругосветка под началом Василия Головина на шлюпе "Камчатка"  (1817-1819). Задачей же этой экспедиции было исследование и описание берегов полярного архипелага. Вся команда "Новой Земли" - 43 человека. Бриг обладал прекрасными для того времени мореходными качествами и крепким корпусом. Однако, степень ледовой защиты нельзя все же было признать достаточной.
  Надо сказать, что  в те не такие далекие от нас времена,  еще не существовало не то что достаточно верных карт Новой Земли,  не было   однозначно правильных карт даже Белого моря. Если береговая линия уже кое-где и соответствовала своему истинному положению, то с островами, а особенно с мелями все обстояло значительно хуже. Неудивительно поэтому, что уже на первом этапе экспедиции, еще до выхода в ту часть  океана, которая с 1853 года называется морем Баренца, плавание брига не обошлось без происшествия, едва не поставившем крест на дальнейших исследованиях.

 19 июля 1821 года, около двух часов по полуночи, на расстоянии около 30 миль к северо-востоку (ближе к востоку) от мыса Орлов Нос и к северу от острова Моржовец, "Новая Земля" стала на трехметровую мель, положение которой не было отмечено в штурманской карте.  Поскольку, это неприятное событие произошло почти в самый пик большой воды, следовало ожидать худшего.


название или описание
Литке Федор Петрович, 1797-1882

Литке пишет ("Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге Новая Земля"):

"Надлежало подумать о том, чтобы бриг в малую воду не опрокинуло. Опасения мои на этот счет весьма увеличились, когда поднявшимся на нашу беду пресвежим от NO ветром стало его валить на левую сторону. Весь верхний рангоут был тотчас спущен, и под бриг устроены подставы из брамстеньг и лисель-спиртов. Но все эти деревья ломало одно за другим в щепы, и наконец судно наклонилось настолько, что я каждую минуту ожидал, что оно вовсе опрокинется. Вдруг поднялось оно, с некоторым треском, и стало совершенно прямо. Мы недоумевали, чему приписать столь странный случай. После, когда бриг совершенно обсох, увидели мы, что киль его находится в канале или желобе, по обеим сторонам которого были сугробы, на которых пузо его лежало весьма спокойно. Я и сейчас не знаю, сам ли бриг тяжестью своею сделал себе такое место, образовалось ли оно от набиваемого волнением песку, или мы, по счастью, попали уже на готовое."

 И далее:

"В малую воду оставалась за кормою глубина не более 11/2 футов. От грот-русленей вперед все было сухо. Бриг был в полном вооружении, стоя на песчаном острове, окруженном бурунами, посреди моря, которому во все стороны не видно пределов. Около брига люди в разных положениях: иные, вися на беседках, осматривают подводную часть судна, другие делают астрономические наблюдения или прохаживаются беспечно по песчаной площадке, собирая на память ракушки и каменья, - все это вместе составляла необыкновенную картину. Мы стояли там спокойно, как в доке, и если б действительно имели надобность осмотреть какое-нибудь в бриге повреждение, то нигде не могли бы сделать этого успешнее, как здесь"



Вместе с начавшимся приливом погода начала портиться и усилившийся северо-восточный ветер грозил разнести "Новую Землю" в щепы. Поэтому, не дожидаясь максимума большой воды, Литке решил во чтобы-то ни стало сдвинуть бриг на глубину. Для этого за корму, на шлюпках были завезены два верпа (специальные небольшие якоря) и со второй попытки судно удалось с их помощью снять.  Однако, усилившееся волнение и противный ветер не позволили поднять верпы, которые так и были брошены.

 К счастью, "Новая Земля" не получила в тот раз серьезных повреждений. И хотя выполнение поставленной задачи несколько усложнилось с потерей части спасательного оборудования так необходимого для плавания в неизвестных местах, Литке решил продолжить экспедицию.
Tags: Немного истории
Subscribe

  • С Млечным Путём наедине.

    Дорога в деревню. Наше время. Если присмотреться, то там, далеко, на ней три точки. Это три мальчика на велосипедах. Три счастливых мальчика. И их…

  • Листвянка. Настоящий фотограф.

    Уно моменто.... Чего же мне не хватает? К чему хотелось бы приблизиться? В контексте фотографии. Хорошо бы что-то выдумать эдакое! И…

  • От спецкора стенгазеты "Светлый путь".

    Как это странно, что мы с легкостью меняем цветущий живой простор русского поля на серую мертвую твердь городского асфальта, что быстро забываем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments