141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

На велосипеде в Ольгово.

 Не было какой-то особой, большой цели. Просто сел на велосипед. Просто поехал. Ранней весной, тем более в марте, не так уж много мест в нашей округе, куда можно добраться на двух колесах.  Выбор делаешь не ты, за тебя решает дорога.  Моя привела меня в Ольгово.

20200328_141358 (2)_00001.jpg

   А март в прошлом году случился славный. Это потом был холодный апрель и лютый май, погубившие  надежды многих огородников. В начале  же  весны стояла прекрасная  погода.   Тёплая и  солнечная.   Уже звенел птицами лес, уже роился воздух полчищами насекомых, уже пестрили  поля цыплятами мать-и-мачехи.  Было так хорошо, что сидеть дома казалось безумием и велосипедная прогулка просто напрашивалась. Педали легко летели по своим орбитам, замирая лишь на спусках, когда велосипед сам несся вперед, точно он как и я застоялся за зиму и теперь  отрывался по полной.   Весенние ливни и грозы  еще не успели смыть с асфальта скопившуюся за долгую зиму грязь и от того    колеса проносившихся мимо меня автомобилей поднимали облака пыли.  К счастью такое случалось не  часто.
   День перевалил экватор. Солнце заметно пригревало и сырая, насытившаяся влагой, земля парила.  Строчки голых лесов у горизонта  заволокло сизой дымкой. Ветра почти не было и оттого рассмотреть что-либо вдали было трудно. Где-то далеко справа, на склоне Перемиловских высот, в струящемся стеклянном мареве плавился кубарь Вознесенской церкви.


20200328_140435_00001.jpg

    В десяти километрах от Яхромы  дорожная лента изогнувшись упала к подножию живописного холма и круто побежала в верх.  Справа мелькнуло озерцо окруженное высоким лесом.  Впереди замаячили кирпичные строения дворянской усадьбы. Несколько минут на низких передачах. Капли пота. И вот я у знаменитых на всю округу обелисков.  Судя по всему, именно здесь званные и незванные  гости сталкивались когда-то с  генеральскими привратниками.  Это было в те времена когда Ольгово  славилось пышными балами, театральными представлениями и роскошными пирами. Т.е. лет двести тому назад.  Я уже давненько не заглядывал сюда поэтому решил остановиться.
Усадьба  могла бы и ныне греметь не хуже Марфино, Абрамцево или того же Середниково, если бы судьба распорядилась иначе. Ольгову и в самом деле было чем гордится еще совсем недавно.  Здесь  бывали представители многих известных дворянских родов, художники, писатели, ученые. В просторных залах господского дома, украшенных колоннами и лепниной хранились богатейшие коллекции изделий из фарфора, бронзы, хрусталя. Множество картин, старинное оружие, редкая мебель... Все это было. Было, но утрачено, разбазарено.  Теперь  многочисленные  и хорошо сохранившиеся дворовые и второстепенные постройки, всякие там риги, амбары, манежи и флигели,  окружают совершенно разрушившееся строение, бывшее когда-то сердцем имения.  Ольгово ныне похоже на зрелое яблоко с гнилой сердцевиной.  Кое о чем я уже писал. Пройдя по ссылке, можно увидеть усадьбу в том состоянии что было десять лет назад. Повторяться не буду. Скажу только что ситуация на сегодняшний день стала чуть лучше, но не сильно.

Задумчивость.jpg
    Небольшое отступление. С середины 18-го века классицизм в российской архитектуре начинает вытеснять вычурные пышные  формы нарышкинского и петровского барокко, а заодно с ними  и еще более напыщенные очертания  елизаветинского рококо.  Екатерина Великая предпочитала порядок и строгость очертаний,  красоту пропорций и четких линий, цветовую  гамму не пеструю или кичливую, а благородную.  Но мы оставим в стороне шествие классицизма по широким проспектам и улицам новой русской столицы, умолчим о его проявлениях на просторах первопристольной или других городов,  отметим лишь его влияние на   жизнь в сельской глубинке, как бы странно это ни звучало.  Дело в том,  что и влиятельные вельможи и дворяне помельче очень быстро уловили новые течения.  Усадьбы и имения подвергались масштабным перестройкам. Ольгово  в их числе.
   В 1758 году единственным и полновластным хозяином здесь становится граф Степан Степанович Апраксин. Пока еще младенец. На первых порах при поддержке близких, но уже очень скоро и самостоятельно  он проявляет себя вполне. Человек  видной наружности, деятельный и при этом очень состоятельный. Едва ли нужно говорить о том что Апраксины в те времена вообще были весьма влиятельны и уважаемы. Отставать  от моды им было никак нельзя. В 1786 году Степану Степановичу удается привлечь  к обустройству своей усадьбы в Ольгово итальянского зодчего Франческо Кампорези. Этот итальянец на рубеже 18-19-го веков отметился участием в нескольких известных проектах, среди которых Большой Екатерининский дворец (Екатерининские казармы) в Лефортово по заказу Головиных и усадьба Шереметьевых в Останкино.  Скажем еще и о том что при участии Кампорези построены некоторые храмы  в районе нынешней Яхромы. Та же Вознесенская церквь в Перемилово.

20200328_1411051 (2)_00001.jpg

    Среди нынешних "новинок" усадьбы - левады и функционирующая конюшня. Есть сведения, что граф Апраксин разводил в Ольгово орловских рысаков. Кто знает, может быть появление лошадок сегодня это какое-то знаковое событие? Продолжение традиции,так сказать.  Такой разворот был бы прекрасен если бы я не увидел тех лошадей собственными глазами. Шкуры, набитые костями.  Иначе не скажешь. Не думаю что это чья-то злая воля.  Видимо, прекрасная идея как всегда столкнулась с суровой реальностью.

20200328_141033_00001.jpg

20200328_141001_00001.jpg

20200328_140937_00001.jpg

  Минут пятнадцать-двадцать я терся возле левад.  Вытирал слезы понурых гнедых кляч на орловских рысаков совсем не тянувших.  Затем заглянул в полупустое строение с пятью-шестью колобками не то сена, не то соломы.  Какое-то время искал взглядом кого-нибудь из работников чтобы поинтересоваться у него причиной случившегося гладомора. Никого в итоге не обнаружил.

20200328_141257 (2)_00001.jpg

  Мой железный конь все это время скучал, привалившись боком к опоре навеса над сеновалом.

20200328_141633 (3)_00001.jpg

     Я думаю,  вы и сами замечали что села и деревни у нас, несмотря на строгость классификации,  не все однотипные. Есть множество непримечательных сел, в которых кроме  школы, церкви да магазина и нет ничего достойного внимания. А есть другие.  Те же Кимры до 1917 года тоже были селом. И это несмотря на то что в них проживало около 20 тысяч человек, действовали несколько предприятий, банки,  кредитные товарищества, больницы, училища, почта, целые улицы были выстроены в стиле модерн и т.д. Ольгово тоже имеет свою изюминку. Все-таки не каждое село может похвастаться собственной дворянской усадьбой.  Приезжать в такие крошечные, но вместе с тем незаурядные места особенно интересно. Причем не только мне.


   Планировка усадьбы такова, что все строения в ней составляют небольшой  городок из капитальных кирпичных зданий. Здесь  есть  свой парк, задуманный как регулярный, и система прудов. Городок имеет свои улочки и переулки. Замечательная находка для кинорежиссеров, снимающих картины в историческом ключе. Едва ли найдется среди моих читателей человек,  который хотя бы единожды не смотрел "Гусарскую балладу". Еще бы! Ее снимал сам Эльдар Рязанов, известный ценитель классических канонов красоты. Так вот, многие сцены из нее сняты именно здесь в Ольгово, в соседних Подьячево,  Удине и еще кое-где по округе. Помните, слуга Иван (Крючков) и Азарова (Голубкина) прыгают с дерева на карету, чтобы отбить у противника плененного русского офицера? Это было снято именно тут.
 Были и другие творческие группы. К сожалению их работы не на слуху у нашего зрителя. Тот же "Рай" Андрея Кончаловского впоследствии выдвигавшийся на Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" в 2016 году.

20200328_141609 (2)_00001.jpg

 Вероятно, именно следы пребывания "райской" группы остались в виде надписи "Смерть врагам" на стене конного двора.   Ольгово в картине "Рай" - концлагерь с характерной для него псевдонемецкой архитектурой. Декорация в виде  двух железнодорожных вагонов на другой стороне улочки настолько правдоподобны, что я не удержался и пошел смотреть на рельсы, которых нет.

20200328_142805 (2)_00001.jpg

   В  усадебном городке рига, амбары, скотный двор, конторы, конный двор и жилые  помещения при нем, конюшня и манеж как и парковые павильоны,  церковь и здание церковно-приходской школы вынесены за пределы  главного ансамбля. Ядром же служил господский дом с двумя флигелями и два корпуса для дворовых людей рядом. Все вместе они составили замкнутый прямоугольник, два из четырех углов которого были закруглены.   Объем двора был когда-то расчерчен лучами дорожек, насыщен клумбами, среди которых  высились изваяния сходные с античными. Множество лип, высаженных сразу после перестройки, до сих пор наполняют его. От  главного дома к флигелям тянулись крытые галереи.  Что было  во  флигелях? Может быть зимний сад и библиотека. Одно знаю точно, обстановка и жизнь в Ольгово при Степане Степановиче Апраксине были роскошными. Одних слуг у него было порядка тысячи. Радушный хозяин пользовался популярностью среди московской знати и знал толк в искусстве. Здесь и Здесь рассказано об имении и  его хозяевах подробнее. Не без ошибок, конечно же.

20200328_142739 (2)_00001.jpg

   Самое странное сооружение усадьбы - башня въездных  ворот.  Этакая кирпичная шахматная  ладья в несколько метров высотой. Вероятно, в былые времена башен было две. Почему архитектор создал их такими - тоже загадка.  По мне  так не вписываются башни в классический стиль всех остальных построек.   Своеобразный архитектурный  эпотаж. Очень может быть что башни существовали еще до того как Кампорези взялся за дело. Руины башни и один из корпусов для дворовых людей можно видеть на снимке выше.

20200328_142846 (2)_00001.jpg

 Руины господского дома.  Вид со двора.

20200328_143016 (2)_00001.jpg

  Впечатляет полукружье парадных лестниц

20200328_143125 (2)_00001.jpg

 и арочный грот в цокольном этаже.


 Фото отсюда   https://anashina.com/fotoxronika-gibeli-glavnogo-doma-usadby-olgovo/    там есть еще много чего, в том числе и снимки интерьеров.

    А когда-то дом выглядел так.  Правда тут мы видим здание со стороны пруда "Белый воробей".  Но если есть интерес загляните сюда.  Там видов больше. Поверьте,  внушает.  Упадок случился уже в начале 20-го века, а к его середине превратился в настоящее бедствие. По представленным в ссылке снимкам это хорошо  просматривается.  Печальную историю гибели  усадьбы найти  можно здесь.  Мне очень жаль что такое произошло. Было бы просто замечательно  и сегодня пройтись по его залам. Мне во всяком случае. На различных площадках то и дело поднимается разговор о том что неплохо бы восстановить усадьбу Ольгово и, кажется,  находятся возможности для этого,  но воз ни с места до сих пор.

20200328_143021 (2)_00001.jpg

 Южный флигель выглядит нынче сносно. Раньше он был деревянным. Именно в нем существовала оранжерея.  Его перестроили значительно позже(1830), скопировав с северного.

20200328_143052 (2)_00001.jpg

  А это уже северный флигель, возведенный еще при Компарези для театра.  С правой стороны видна галерея.  В прошлый  мой визит она была из новенького белого кирпича. Значит перестроили её не так давно. Легкий ветер доносил со стороны театрального флигеля совсем не театральные ароматы. Пахло выпечкой и сдобой. Ноги сами собой понесли меня к металлической калитке, ведущей к парку. Именно через нее можно попасть к тыльной стороне северного флигеля.
Ага! Так и есть! Некоторые помещения в здании арендуются  кондитерами. В небольшой фургончик как раз грузили лотки и коробки с чем-то вкусным.

20200328_143428 (2)_00001.jpg

      Отложив перекус на неопределенное время, я обернулся к пруду. На схеме, что встречает гостей усадьбы, он называется "Купальный". Очень странно. Ведь не только сами пруды Ольгово, но и их названия уникальны и исторически устоявшиеся. Этот, насколько мне известно, назывался "Малиновый воробей". А существуют еще  "Белый воробей" и "Черный воробей" (на схеме "Карповый").

20200328_143456 (2)_00001.jpg

  От  "Малинового воробья" к другим прудам вниз по склону холма тянется старый графский парк. Теперь почти лес. Но до сих пор стоят в нем  двухсотлетние липы  с раскидистыми кронами.

20200328_143924 (2)_00001.jpg

  Небольшой островок на "Малиновом воробье" соединен  с берегом  пешеходным мостиком.   В  прошлый мой визит предыдущая версия моста находилась в весьма печальном состоянии, а сам  пруд  был полуосушен и очень загрязнен.. Значит, все-таки какая-то деятельность в усадьбе ведется.  Возможно пруд  даже немного чистили.  Хотя у меня осталось впечатление что работы ведутся собственником на свое усмотрение, без консультаций со специалистами в области сохранения исторического наследия.

20200328_144540 (2)_00001.jpg

  От "Малинового воробья" к "Белому воробью" тянется узкий  канал, по которому едва разойдутся две лодочки.  Ныне канал этот до "Белого" не дотягивается. А как было раньше я не знаю. Идея соединить пруды в единую систему сама по себе мне чень понравилась.

20200328_144026 (2)_00001.jpg

    В последние годы устье канала у "Малинового" засыпано.  Получилась дамба. Если она временная, для вывоза мусора и ила, то возражений нет, но что-то мне подсказывает что так и останется. А это уже нехорошо.  Ведь из "Малинового воробья" по каналу когда-то скользили лодочки прямо через парк,  на острове играла музыка и взлетали шутихи.

20200328_144917 (2)_00001.jpg

   Вид с дамбы на канал в сторону парка.

20200328_144949 (2)_00001.jpg

 Дамба. Вид на  пруд "Малиновый воробей", усадьбу и северный  флигель.

20200328_143616 (2)_00001.jpg

   Почти сразу с приходом советской власти Ольгово превратили в санаторий или дом отдыха  для трудящихся. Под жилье использовали флигели. В господском доме сначала был организован музей, экспонатами которого стали коллекции предметов искусства бывших владельцев. Очень скоро стало понятно, что сохранить имеющееся не представляется возможным. Что-то было передано в другие музеи, что-то продано, что-то утрачено, что-то расхищено. Дом обветшал. Во флигелях было тесно. Где-то  в 70-е для отдыхающих  были построены    отдельные благоустроенные корпуса. Но  и они не смогли сдержать неуемной, классово чуждой, пролетарской энергии . Их состояние теперь мало чем отличается от руин. Заходить внутрь мне совершенно не хотелось. Уж очень все мрачно. Получается, не самая это лучшая идея превращать усадьбы в здравницы.

   Туристические маршруты.....   Самые разные....  Мы роемся в истории желая отделить плевелы от зерен,  руководствуясь самыми разными критериями. Истинно-ложно. Тенденциозно-нетенденциозно. Рентабельно-нерентабельно.  Ощущение такое что мы боги, что нам дано решать за всех, что выгода - единственное мерило. В наших... да что там в наших, во многих других краях пропадают бесценные жемчужины на ожерелье неоткрытых туристических направлений.  Очень скоро... да уже поздно! Спасать нечего.  Пора бы перестать кривляться и честно сказать что истинная  история не нужна никому.
  Марфино-Ольгово- Никольское-Обольяниново-Рогачево с близлежащим Николо-Пешношским монастырем - чем не маршрут в еще неведомое?  Не одним же Золотым Кольцом процветать?

     Зябко мартовским ясным вечером, однако дышится легко .  Земля, укутанная сумерками, еще холодна.  Не беда!  Обратная дорога большей частью идет под уклон. Лишь в лесу  перед Астрецово километровый тягун. Но и он заканчивается крутым спуском, мчаться которым дух захватывает.   Если набраться смелости и на секунду оторвать взгляд от дороги, то  обязательно увидишь вдали село Андреевское и стройный силуэт  храма Покрова в нем - детище  зодчего-итальянца Франческо Кампорези.
Tags: Краевед, Мои фото, Ольгово, Яхрома
Subscribe

Posts from This Journal “Ольгово” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments