141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Ростов Великий. Знакомство.

IMG_7442_00001.jpg

  Первое свидание считается удачным, если  память о нем согревает  чья-то  личная фотография, подаренная именно тебе.  Сколько таких фотографий хранится в наших альбомах!  Долгие годы мы бережно храним их, молча рассматриваем и не всегда рассказываем даже самым близким людям о тех, кто на них изображен. Каждый из таких снимков как лотерейный билет, выигрыш по которому либо  случился, либо поманил и исчез, оставив после себя мятный шлейф нереализованных надежд.
С городами как и с людьми. Не каждый открывается сразу,  какие-то и вовсе тебя не принимают, но самые лучшие в твоей памяти те, которые с первого же знакомства подарили свои светлые образы так, будто только и ждали твоего приезда.

IMG_7434_00001 (2).jpg

  Ростов Великий, в первый мой приезд, вступал пору ранней осени и был особенно хорош. Было солнечно, тепло и как-то по провинциальному уютно.  В зеленой еще траве лимонно желтели первые опавшие листья, а синеве неба не хватало места в вышине и она выплескивалась щедрым потоком  на просторы великого озера. Мне казалось, что лучше и не придумать оправы для ростовских жемчужин, для его древних святынь. И поэтому снимал вволю.

IMG_7547_00001.jpg
Церковь Спаса Нерукотворного (На сенях) 1675г. Домовая церковь Ростовских митрополитов в Ростовском Кремле.


  Только не все те, кто попадает в город, такие простачки как я.  И  не все будут терять время на то, что легко купить в любой книжной или сувенирной лавке. Уж чего-чего, а открыток с видами там хватает. Добрая часть всех гостей города подбирает жирного сувенирного леща в торговых рядах  на углу Добролюбова и Энгельса или пропадает среди финифтевых развалов на Каменном мосту. И тех и других я вполне могу  понять!  Эти украшения и безделушки, сделанные в ростовских мастерских,   настоящее чудо! Как по мне, так куда как большее чем золотая или серебряная ювелирка. Они греют душу! Да и лещ... Лещ - он тоже для души.

IMG_4272_00001.jpg

    Увезти из Ростова частичку прекрасного - не просто потребность, это традиция. Не кто-нибудь, сам царь Иван IV, который  Грозный, вывез в свое время из Ростова редкие по красоте кремниевые блоки с вкраплениями яшмы и агата. Говорят, что те блоки в Ростов привезли аж из Византии, вероятно еще задолго до появления  Ивана  Васильевича на свет. Этими камушками Грозный выстелил полы в Благовещенском соборе Московского Кремля, который  служил домовой церковью московским государям.  Я не царь - полов  мне не надо, а вот зеркальце со снегирем на ветке и сережки, зеркальцу в тему, с филигранью и морозным узором на белой эмали,  не удержался - привез. Близким в подарок. И каждый раз, когда вижу их вновь, не могу удержать восторг. Какие же знатные вещицы!

IMG_4271_00001.jpg

  Делают финифть в Ростове давно - с середины 18-го века. Но Ростов не был пионером в этом деле. Еще в 10 веке, вместе с церковной утварью, из Византии на Русь попали первые эмали, а затем  появились и наши собственные мастера. В Нижнем Новгороде, в Усолье, в Костроме, в Угличе эмалевое дело активно развивалось.  Но Ростов  стал признанным его центром. Ростовская финифть в виде иконок и ладанок направлялась во все монастыри страны. Светские вещи тоже замечательно расходились. Миниатюры, украшения, утварь, часы, подносы, табакерки, шкатулки браслеты и  ожерелья были известны во всей России и даже за ее пределами. К счастью, традиции промысла не утрачены и сегодня.

IMG_4269_00001.jpg

Есть в Ростовском Кремле музей финифти, в котором  можно увидеть как менялась со временем техника письма. Первым делом посетителей в музее знакомят с технологией процесса.


Задумчивость.jpg
На первом этапе мастер определяет какую именно вещь он собирается сделать и рассчитывает ее точные геометрические размеры. После этого он изготавливает из медной пластины основу, т.е. само тело изделия.  В распоряжении мастера имеются порошковые стеклянные эмали разных цветов и оттенков. Эти эмали прошли долгий путь от кварцевого порошка и пигмента до цветной стеклянной заготовки, которую  вновь превратили в порошок.
 На втором этапе  медную пластину обильно посыпают такой вот стеклянной  пудрой белого цвета с лицевой стороны, а затем помещают для обжига в печь при температуре 900-1000 градусов.  Делают это трижды для того чтобы слой эмали получился толще и насыщеннее. Выбраковываются все  потрескавшиеся пластины или имеющие окалину на поверхности,  а оставшиеся поступают в художественный цех.
 С помощью трафарета из кальки, с наколотым на нем рисунком, на белую эмаль наносят контур будущего изображения. Для нанесения контура используют смесь сажи со скипидаром. Далее художник теми самыми цветными кварцевыми  красками, предварительно смешанными с машинным маслом для пластичности, пишет первый слой рисунка и отправляет изделие вновь на обжиг. После обжига добавляются новые детали и опять заготовка идет в печь. Во время обжига машинное масло сгорает, а краска вплавляется в эмаль. Полностью картинка бывает готова за  5-6, а то и более, приемов. Выглядит готовая финифть ярко и красочно. Поверхность ее будто бы залита стеклом, поэтому храниться такая вещь может очень долго, сохраняя при этом всю сочность своих красок.


IMG_4268_00001.jpg

   Темы у эмалевых рисунков самые разные. Архитектура, пейзажи, растительные орнаменты, жанровые сценки, иконы, портреты известных людей, натюрморты,  сказочные персонажи и сюжеты....Очень часто готовые пластины помещают в обрамление из скани, которая и сама по себе вещь очень искусная.

IMG_7609_00001.jpg
Озеро Неро. Закат. Красочно как ростовская финифть.

  Среди посетителей  ростовских кофеен и ресторанчиков немало таких, что финифти, рыбе и фотографии предпочитают столовые ложки, сахарницы или пивные стаканы. Знавал я одного эстета, который был помешан на кассовых лоточках. Берут ли люди эти вещицы просто так, ради адреналина или действительно "на память" - мне неизвестно, но явление это довольно широко распространено.  Такое ощущение, что путешествие само по себе бодрит и проявляет в нас очень странные наклонности.


IMG_7437_00001.jpg

Но естественный процесс вывоза духовных и материальных ценностей в виде сувениров и ярких эмоций, все же имеет и свою альтернативу.
  На берегу озера Неро в 2015 году появился огромный гранитный крест. Его высота вместе с основанием - метров семь.  В центре креста не распятие, а хризма - монограмма имени Спасителя и часто употребляемыми с ней греческие буквы "альфа" и "омега", которые указывают на вселенскую сущность христианства. Надпись на табличке сообщает, что крест этот воздвигнут в память крещения Руси в Ростове Великом на озере Неро Святым Равноапостольным князем Владимиром в 991 году от РХ. Именно на этом месте как, считается теперь, в 991 году была построена небольшая церковь во имя византийских мучеников Кирика и Иулитты. И именно сюда, к естественной купели озера, сгоняли язычников-ростовчан, чтобы обратить их в христианство. Получилось не очень, но об этом я уже писал. На табличке, как на поздравительной открытке не  забыли указать  обратный адрес фамилии и имена  тех, чьими монетами был оплачен сей монумент. Их немного - всего четверо. Зачем им это было нужно, почему памятник именно такой, и какое имеет к нему отношение остальной православный люд - умалчивается. Автор памятника - художник Мухин Н.А.. Интересно, что ровно год тому назад в Ярославле был установлен памятник Минину и Пожарскому и он, на удивление, очень напоминает этот, ростовский.

IMG_7606_00001.jpg
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

  Уезжали из Ростова на закате. Листали фотографии, любовались только что приобретенными безделушками.  Заехали на минуточку в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и были потрясены величественной картиной угасания дня. Запад пламенел огнем. Огненные блики окрасили розовым цветом белоснежные стены и башни. Купола Спасо-Преображенского собора светились пучками искр. Сердце замирало от понимания скоротечности и неповторимости происходящего. Быстро темнело и становилось понятно, что осмотреть древний монастырь, который более чем на два с половиной века старше Ростовского  Кремля, в этот раз уже не получится.  Поэтому, наполнив водою из монастырского источника наши фляжки, мы двинули в обратный путь.

IMG_7618_00001.jpg
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

 Пост о Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре я уже публиковал :https://141840.livejournal.com/128955.html, если есть интерес - заходите.
Tags: Вернисаж, Мои фото, Ростов, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Ростов” Tag

  • Музыкальная шкатулка Ростова.

    "...-Что это за городок?- спросил Миша. - Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружину. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Повстречал сегодня давнишнего знакомого, который лет десять как уехал из нашего города насовсем . Разговорились понятное дело. О семье, о…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Райские яблочки. И все-таки работа над постом весьма полезная штука. Для самообразования. Никогда, ни один экскурсовод не втемяшит в голову…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Ростов Великий. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Сегодня у меня Ростов Великий. В первый мой приезд. Осень в ту пору радовала чудесной…

  • "Отселе в думу погружен..."

    Сегодня у меня такая, несколько депрессивная, фотография. Случилась она уже несколько лет тому назад, но все как-то не выкладывалась. Сегодня самый…

  • Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.

    Вид на пятиглавый Зачатьевский собор и храм св. Иакова Ростовского с монастырской стены. Слева Димитриевский храм. С сильным сомнением решился…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments