141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Море как море.

585.jpg

   Особое почтение у рыбаков и туристов на Байкале к метеорологам и их прогнозам.  Коварен Байкал и опасен. Мы, люди праздные, как-то часто об этом забываем. А зря! Я писал уже как-то о несчастном бывшем буксирном катере "Скорпион", который мне совершенно случайно удалось снять за два с половиной месяца до его гибели.   Стоял он себе спокойно и мирно у причала "Рогатка" в Листвянке, готовясь взять курс на Порт-Байкал, а именно в этот час, где-то между причалом "Баржа" и устьем речки Крестовки,  холодные байкальские волны таскали по галечному бережку   разбитый корпус не то яхты, не то рыбацкой лайбы.  Листвянка - не то место, где дикая природа и отсутствие людей консервируют надолго следы страшных катастроф. Но спросить кого-либо о том какая беда случилось с этим суденышком возможности  не представилось. А ведь, история могла оказаться очень интересной и даже пророческой.
Слышал, есть знатоки, которые  метеорологам не верят.  Потому что они им ни к чему. Они понимают язык природы, знают повадки зверей. Знатоки или чудаки - это кому как будет угодно. Таковых год от года становится все меньше. Жаль!  Я бы у них поучился. Хочется чего-нибудь неакадемического.

855.jpg

   Ходит по пляжу в поселке морской волк, ищет себе как раз такого товарища. Видимо и ему, сохранившему в своей крови частичку дикой крови, позарез нужно в водный простор.  И вид у пса суровый. Должно быть немало штормов и бурь испытал он на своей шкуре. И то что он все еще крепко стоит на всех своих четырех лапах - заслуга его животного чутья, которое работает получше любых метеопрогнозов.
 Но не будем обижать синоптиков. Их работа для всех остальных незаменима и очень полезна.

Задумчивость.jpg
  Самая страшная катастрофа на Байкале случилась в октябре 1901-го года. 14-го  числа старенький пароход "Иаков" в Малом Море попал в бурю. При этом он тащил на буксире три парусных промысловых судна, груженых бочками с рыбой и имеющих на своем борту промысловиков и просто пассажиров. Кроме того в караване были три бурятских баркаса. Шторм вырвался из узкой долины речки Сарма внезапно и убийственно. Идти в связке в такую погоду было совершенно невозможно и капитан парохода вынужден был обрубить буксирный трос. Одно промысловое судно сумело ценой невероятных усилий команды удержаться на якорях в опасной близости берега, другое оказалось выброшено на берег, а третье и самое крупное - парусник "Потапов" было разбито в дребезги о скалы. Погибло по разным данным от 160 до 200 человек.





В атласе "Озеро Байкал. Прошлое. Настоящее. Будущее", выпущенном ФГУП "ВостСиб АГП" в 2005 году есть схематическое изображение окружающих озеро горных хребтов, а также виды и направления основных ветров,  господствующих в его котловине. Именно эти ветры и сопутствующие им погодные явления стали причиной множества морских катастроф и гибели сотен людей. Самой страшной считается случившаяся в октябре 1901-го года с караваном торговых судов .  Тогда, на рубеже 19-20 веков, с появлением значительного числа пароходов и других судов на Байкале, существенно участились разного рода  происшествия. Серьезных случалось по два, а то и по три
в год! А все потому, что несмотря на крайне  изменчивый характер погоды, особенно в осеннее-зимний сезон, серьёзной службы ее предсказания не было.  Первые настоящие метеостанции появились лишь в самом конце 19-го века. По разным данным на тот момент их было от пяти до десяти.  Рост судоходства, а особенно строительство Транссиба, трасса которого должна была пройти по самой кромке берега, требовало иного подхода.   Неправильный расчет, например количества возможных осадков мог привести и, были случаи  когда приводил, к смыву и разрушению железнодорожного полотна.

Ветры на Байкале можно разделить на продольные и поперечные.
Продольные это Култук (низовик), дующий с южного направления,  и Верховик, встречный ему.
Поперечные: Горная, Сарма, Баргузин и Шелоник.
Все эти ветры по-своему опасны и каждый имеет свои особенности. Самым страшным и самым свирепым считается Сарма, скорость которого достигает 40-60 м/с. Это 200км/ч между прочим!!!! Немногим ему уступает Горная. В некоторых районах Байкала, в Малом Море, например, у юго-западной оконечности Ольхона, штормовая погода в осенне-зимний период может длится более 50-ти дней из ста. Уже упомянутый мною "Скорпион"; затонул именно в Малом Море, правда в его северо-западной части, у мыса Зундук. Жертвой какого ветра он стал? Горная или Сарма?

781.jpg
Листвянка. База "ветродуев", т.е. метеорологов, "Исток Ангары" .  Судя по флюгеру-ветер западный.  Не подходит ни под один из тех, опасных, что упомянуты выше. И это хорошо!

  В том месте где из Байкала случился исход вод,  находится ныне метеостанция "Исток Ангары". Она появилась  в 1952-53 году во времена строительства Иркутской ГЭС. Здесь, столкновение стихий. И в самые лютые холода водное пространство между мысом Рогатка и Портом-Байкал остается  свободным от льда.  Гигантская полынья так и парит всю зиму! 1920 кубометров воды вытекает  из озера ежесекундно! При этом глубина Ангары на своем пороге довольно маленькая. Всего лишь 1,8-2,5 метра! Не всякое судно может в нее войти!  Долгое время научные сотрудники станции следили не только за климатическими изменениями, но и вели гидрологические наблюдения. Это было необходимо для того чтобы   изучить режим  Иркутского водохранилища, часть которого потеснила  даже  городскую черту. Ныне "Исток Ангары" -  метеостанция II разряда, на которой проводится и экологический мониторинг окружающей среды.

641.jpg
В порту Листвянки.

   Порт в Листвянке небольшой и тесный. Открыт всем ветрам. В дурную погоду здесь не протолкнуться. Трутся бортами "Ярославцы" и  прочая буксирная мелкота, доживающая свой век в туристическом извозе. Кто-то привалился боком к стенке, кто-то приткнулся к насыпному островку.   Отдельную часть порта  занимают НИС Лимнологического института.  Там калоши покрупнее. НИС "Верещагин" кажется исполином, хотя по большому  морскому счету и он малютка.  Но все они, без исключения, в ожидании благоприятных вестей от синоптиков.

856.jpg
Пляж-причал.

    Пустое дело искать, даже в легкое волнение, свободный борт у кромки воды вне гавани. Хотя именно здесь, едва только поутихнет, бойкие капитаны ловко пакуют сухопутных зевак в далекие и не очень круизы. Достоинства, правда, никто здесь не теряет и с ярмарочными зазывалами сходства нет. Все по-людски. Без принуждения.

857 (2)_00001.jpg
Катамаран "Бизон"

    Я вот,  нашел себе такого красавца. За вполне приемлемые деньги.  Катамаран. Из алюминия. С нелепым для этих мест названием. Впрочем, это единственный его недостаток. Присмотримся к нему немного, потому что события следующего моего поста о Святом море будут происходить именно на нем.

858 (2)_00001.jpg

   Посудинка довольно крепкая. Это чувствуется во всём. Длина чуть менее 14 метров, ширина -7.  Пять кают для гостей на любой вкус, кают-кампания, гальюн, камбуз и даже сауна.  При этом кораблик очень остойчивый. И про морскую болезнь на нем можно забыть. Хорошо на таком подойти к заправке и небрежно так бросить: "Мне  4 000 литров, пожалуйста!"  И это не будет бахвальством.

914.jpg

  Кают-кампания и капитанский мостик совмещены. Компановка а-ля евроремонт! Зато какое просторное помещение! Катамаран - он и есть катамаран.

859 (2)_00001.jpg

  А если зайти с кормы, то восторгам и вовсе не будет конца. Особенно если ты рыбак.  Вот холодильник.

862 (2)_00001.jpg

  Вот снасть на любой вкус. Хотя некоторое превалирование поплавочных средств ловли ощущается. Ну и правильно! Динамит и донный трал на видное место никто не положит :) Шутка! Капитан корабля - славный парень, ему браконьерство претит.

860_00001.jpg

 Тут же  на корме мойка, ножи и разделочная доска. Очень удобно! Где-то рядом должен быть бар... Не...Я не знаю этого наверняка. Но логика должна же быть во всём!

863_00001.jpg

Поднявшись по крутому трапу на открытый мостик, можно обнаружить неистощимый источник электрической энергии.  Да, братцы, это не корабль - это чудо! На таком можно в любое путешествие, в любую погоду. Что мы и сделаем в следующий раз.
Tags: 38-й регион, Байкал, Листвянка, Мои фото
Subscribe

Posts from This Journal “38-й регион” Tag

  • В рабочий полдень.

    Иркутск. Медитирующие в Мемориальном парке у Вечного Огня. Реальность такова, что говорить о чем-либо не хочется, а не говорить - не можется. К…

  • Листвянка. Настоящий фотограф.

    Уно моменто.... Чего же мне не хватает? К чему хотелось бы приблизиться? В контексте фотографии. Хорошо бы что-то выдумать эдакое! И…

  • Байкал. Прикинемся ботаниками или Байкальская фига....

    Вместо гербариев - кучка фотографий, вместо пенсне или лупы - могучий зум компьютерной программы, вместо многотомных бумажных каталогов -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments