141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Тальцы. Часть 2.

 Все эти лабазы  у лесной тропинки, все эти деревянные чумы, все эти ограды-куреканы из жердей и бревен сами по себе были, конечно, интересны, и даже могли изумить такого неискушенного зрителя как я, но архитектурных излишеств и ухищрений в них, согласитесь, маловато. Эвенки и карагасы до 17-19 века  - милые, и это без шуток, незатейливые в своей  строительной культуре люди. У них царил сплошной примитивизм и целесообразность. Мне даже неизвестно украшали ли они какими-либо рисунками или письменами окрестные скалы. Меньшие художественные формы в виде узоров на оленьих шкурах и одежде, резьбы по дереву при изготовлении фигур божков и животных, или чеканка на меди - точно были. Возможно знакомо им было устройство монгольской юрты и  китайской фанзы. Но все остальное...Вряд ли. Ни тебе модерна, ни тебе барокко. На что они им? Снежный пик гольца или змейка таёжного ручья в зеленой дремучей пади, античная стройность сурового кедра и необъятная ширь великого озера - разве этого мало, чтобы утолить эстетическую жажду сурового кочевника? Красоты и так здесь с избытком, хватит на сотню народов. Вот какое сложилось у меня мнение, когда минули первые треть часа моего путешествия по экспозиции архитектурно-этнографического музея.

090_00001.jpg

Все здесь продумано, находится на своем  месте. Но я всё-таки перескочу на несколько сот метров вперед и кое-что пропущу. Прямо в 17-й век. Потому что между таксофоном и смартфоном меньше разницы нежели между кособоким чумом из лиственницы на зимнем стойбище и четким обводом из остроконечных тынин с восемью   сторожевыми башнями Илимского острога. Три из этих башен  украшенны навесными часовенками с крестами на луковках. Высота крепости  достигала 15-ти метров, а  некоторых местах даже больше! Можно себе представить какой трепет вызывали эти боевые сооружения у оленеводов и охотников с их арканами и луками. Гром и пламя пушек основательно потрясли всех обитателей священного Эндекита на всем его протяжении от верхних миров до нижних.

113_00001.jpg

     Острог здесь и хозяин и гость одновременно.  Центральный и самый масштабный экспонат. Хозяин - потому что с него все и начиналось в "Тальцах",  гость - потому что, несмотря на всю свою основательность, прибыл издалека.

103_00001.jpg

Задумчивость.jpg
Через реку Илим, правому притоку Ангары, на Куту-левый приток Лены, шел волок. Казаки и государевы люди, следуя в Якутский острог, именно там, на месте их сближения, спешивались и преодолевали эти версты вместе с грузом. От Енисейского острога до волока - 6 недель пути! 951 верста!  Стратегически важный транспортный узел требовал строгого к себе отношения. Поэтому, во избежание покусительств внешних врагов, или защиты от внутренней смуты со стороны объясаченного населения, решено было возвести острог.  Деревянную крепость, одним словом. Защиту для волока, людей его охраняющих и сбережения собранного ясака.   1647 год. В узкой долине строится первый деревянный острог с двумя башнями.  Небольшой и неудобный он едва вмещает воинство. На более он не годен. Но через девятнадцать лет случился пожар и от крепости остался один пепел. Новый острог возводят чуть ниже по Илиму. Учитывается весь негативный предшествующий опыт. Восемь башен, три из которых проезжие, соединены частоколом. Общая протяженность стен - более 700 метров! По бокам высокие горы. Южная башня выходила к реке. Пять пушек, три из которых за ненадобностью впоследствии сняли, грозно смотрели с высоты. Немногочисленные пищали, карабины, бердыши и копья - вот оружие защитников. Боевого применения, правда, так и не случилось. Поэтому к 1727 году артиллерию полностью убрали. У острога вырос посад. Численность населения приблизилась к тысяче человек.

109_00001.jpg

   Обняв крыльями небо, сверху на меня воззрились сразу две орлиных головы. Они, как символ государственности, должны были утверждать имперское величие России. Даже сейчас это выглядит внушительно. В своем одиночестве я, подобно карагасу испытал некоторое потрясение. И есть отчего. Дверь в острог открыта. Того и гляди выбегут молодцы с бердышами, да потребуют отчета в содеянном. Робко, озираясь по сторонам я заглянул внутрь. Оказалось, охрана распущена, бердыши за музейным стеклом. Тут же можно увидеть небольшую экспозицию, посвященную истории освоения Сибири и острожную летопись. Та башня, в которую я проник носит название Спасская. На бочкообразном фронтоне навесной часовни имеется изображение и самого Спаса.  Внизу  под стенами через дорогу - другой древний памятник деревянного зодчества - Казанская часовня(1679г).  На табличке пишут, что это изначальный ее вид, да и место ее расположения относительно крепостных стен аутентичное.
  Задумчивость.jpg
  Спасская башня Илимского острога - самый настоящий памятник старины. Подобных деревянных сторожевых сооружений в мире не более шести. Уникальность ее и в том, что она  сохранилась в неизменном виде с середины 17-го века. Но надо признать, что времена у нее были разные. Она то ветшала до крайности, то возрождалась. Две другие проездные башни наименовались Никольская и Знаменская. С течением времени волок потерял свое значение. Илимск стал угасать. По распоряжению властей, с целью сохранить историческое наследие, башни время от времени пытались подновлять.  Но сил и денег, как правило, хватало только на одну - Спасскую. Остальные неотвратимо руинировались и, как это обычно бывает у нас, захламлялись нечистотами и мусором. Знаменская сгинула где-то в 1870 году. Никольская сгорела в 1905-м.  Говорят, что иконы с этих башен были сохранены. Полусгнившей Спасской хотели было заняться в 1914-м, но помешала Первая Мировая. Далее было не до башен. Зачесались только после Второй Мировой. Полагаю в те годы лишь пылкое воображение  могло помочь увидеть в сооружении то, чем оно было. Историки и эксперты били тревогу, но ничто не помогало. Так и пропал бы памятник, если бы не строительство в 60-х годах Усть-Илимской ГЭС. Илимский острог попал в зону затопления. Лишь тогда нашлись возможности и совершены реальные действия по спасению. На  берегу Ангары, вблизи ее истока нашли место куда можно было перенести все то что осталось и по возможности восстановить. Собственно так и возник архитектурно-этнографический музей "Тальцы".

   Спасская башня рублена таким образом, что очень затруднительно забраться по ее внешней стороне. Такой способ рубки  называют "в лапу". Если бы враг все-таки исхитрился, то с выступающего навеса "облама" на него бы лили кипяток или горячую смолу. Могли даже сбросить камень. Для этой цели в обламе есть специальные щели. Надвратная часовня тоже могла быть приспособлена для обороны. Над всем этим - двухярусная шатровая крыша с площадкой, которая использовалась для наблюдения за окружающей местностью.

095_00001.jpg

  Зайти на территорию острога мне не удалось. Что там - я не знаю. Возможно, со временем там воссоздадут весь комплекс построек. Теперь, когда мне известна история этого памятника, кажется удивительным что его перевезли за сотни километров с берегов одного водохранилища на берега другого.  Вот какие странности бывают!

  Эх! Не взял я с собою косоворотки! А то бы прошелся гоголем по деревне. По самой настоящей!  По сибирской! В одну улицу. Еще бы гармониста в компанию:

-Мимо тещиного дома я без шуток не хожу,
то ей дрын в окно засуну, то ей  попу покажу!

  Хорошее дело, стартовавшее с переноса острога, продолжилось. Многие уникальные строения, возрастом более века могли навсегда пропасть. Они находились в зонах затопления не только Усть-Илимского, но и Братского водохранилища. Домишки и лабазы  отправляли в "Тальцы".  Что-то везли и из самого Иркутска. Так в музее образовались целая улица.

093_00001.jpg

 Ну-ка, постучимся в первые ворота! Это одноколок на высоком подклете. Крыша двускатная. Избушка в конце 18-го века сделана. Но сохранилась... Однако!...
-Эй! Э-э-й! Отворяй! Невесты в хате есть?!- молчат.
Наверняка есть!  Вон чистота-то какая! Окошечки, занавесочки, цветочки... Топаю через крылечко в сени. Через сени в горницу.

085_00001.jpg

  Батюшки!  Да здесь не невесты, а женихи! Может ходу надо отселе, пока не накостыляли?! Однако обстановочка! Как в городе... В том городе, который до исторического материализма...Так, по крайней мере, хозяин считал. Вот он сам на меня с фотоснимка щурится.

091_00001.jpg

-Так-с! Кто таков?!
  С портрета топорщатся усы. Настороженный взгляд.
 Погоны! Шашка! Смотрит строго. Подиж ты!...
 -Казак Московский.... Почему московский?!  Фамилия, чо-ль? Откель? А? Отвечай! В каком полку служил?
 Насупился и ни слова в ответ. Но я то знаю....
 -Из деревни Антонова, говоришь? Братского района?  Смотри, откудова занесло!  Да ты казак городовой, не линейный.
 Такой точно любого взашей бы вытолкал! Скрутил бы. И сам бы отконвоировал! У них, у городовых, это запросто. Служба такая: за порядком следить. И надо ее несть справно.
-Образа! Богородица! Все аккуратненько. Прости, Господи!

087_00001.jpg

 Печь. Русская! С палатями. Каша в такой вкусная получается! А молочко топленое!
 Кадушка с водой - не иначе мальцов тут моют. Прямо в печи!
 Жбаны, крынки, ухваты... Хозяйство!... Едреныть!
 А за пологом наверху кормилицы тесновато. Ноги не вытянуть!

086_00001.jpg

  Вот и кухонька! А где лавка под окном? Коник где? На котором спят? Сундуки куда делись? С добром которые? Или это в крестьянских избах, а у казаков иначе? Полы, однако, новые. Старые-то, те что оригинальные - жук поел.
 Ладно!  Айда в следующий дом! Тут что-то китайским духом повеяло. Вон их головы в окошке мелькают.

097_00001.jpg

 - Эй! Хозяин! У тебя ворота в дегте! Балует девка -то?! - ни слова в ответ.
Что-то разошелся я! Сейчас и в самом деле приложат головою о притолок!
 -Есть кто?!

  "Никого, только тень промелькнула в сенях,
  Да стервятник спустился и сузил круги".

 Блин! Это из другой оперы!

  "Усадьба Сотая". Конец 18-го века.
 Что значит "Сотая?!"  "Сотая" - с большой буквы. На фамилию не похоже.
 -А! Вот оно что! Это номер! Номер под которым усадьба числилась в Бельске! Село есть такое в Черемховском районе! Там раньше эта изба стояла.
Здесь, оказывается, администрация живет! Хулиганить можно. Но оторожно.

083_00001.jpg

 Осмотрим дворик "Сотой," раз внутрь идти смысла нет. Вот то, что с тыла. Внушительные помещения! Амбары многокамерные. Двухярусные. Второй этаж, видимо, еще и скорняжная мастерская. Где-то там хранилища всякие. Охотничьи принадлежности. На первом - сусеки с зерном, мукой и пр. А в этих закутах, что ближе - ледник, полки с маслом и сметаной. Или плуг и сбруя для коня? Ёлки-моталки! Какая кровля! Никогда такой рубки не видел! Это ж надо так бревнами крыть! В нахлест! Вот что рука человеческая может! Не пойму только где тут коровки стояли.  Куда навоз кидали? Должно быть где-то рядом. Отсюда, с задов, вывозить проще и грязь в дом не попадет.

100_00001.jpg

 Чистый двор выстлан тесом. Или теми же полубревнами. Какой размах! А?! Лес, чай, не по разнарядке  хозяин брал!  Справа гараж для телеги и саней, а на поветях сеновал. Кулачьё! Чтоб я так жил!

142_00001.jpg

  Чуть дальше по ходу маршрута  крестьянские хаты. 18-19 век. Непомилуевы, Прокопьевы и Серышевы в них жили. Середнячки. Сходить чо ли недоимки  имать? Ладно пущай живут!
  Привезли эти усадьбы целиком со всеми постройками из разных мест.  Из Братского  и Нижнеилимского районов. Замечательны они тем, что на их примере можно отследить эволюцию крестьянской усадьбы. Дома длинющие.  Внутри как корабли. С отсеками. Такие называют дом-связь. Светлая половина  с горницей, за ним, под одной же крышей, чистый двор с кладовыми.  Дальше, под той же кровлей, двор с земляным полом для птицы и повети. Справа и слева от дома открытые дворы с амбарами. Чистый двор, с полубревнами в настиле и земляной со стайками  для крупного скота. Бани тоже на таких усадьбах имелись. Ставили их за скотным.
 Жаль не хватило мне времени осмотреть их внимательнее. А может матрешки меня отпугнули.  Внутри домов и дворов, как я слышал, с максимальной тщательностью восстановлено все убранство.  Можно получить полное представление о крестьянском быте.

139_00001.jpg

  Прямо по курсу двухэтажный доходный дом купчихи Могилевой постройки 1886 года. Привезли его из Иркутска лет десять назад. Нужно было срочно освободить место под строительство нового объекта.   Такой срок минул! Видимо что-то пошло не так! Того и гляди потеряют его совсем. Удивительные окна на первом этаже. В пол.  Зачем так делали? Не пойму!   Зимой, когда сугробы большие - ставни не откроешь. Весною - вода талая заливает. Одно есть у меня объяснение: при пожаре вещи выносить легче. В половодье из дома можно прямо на диване выплывать. Состояние плачевное. Показываю этот дом для того, чтобы сложилось понимание того какую тяжелую работу предстоит провести реставраторам.

143_00001.jpg

  А это что? Куда это меня занесло? Бомбоубежище!?  На крыше полуметровый  слой земли!  Отару овец пасти можно!  Ферзь  шахматный слева.
 Читаю табличку!
-Ах, вот оно что! Это бурятские юрты. Деревянные.  И божок. Бурхан, вероятно.  По праздникам его лентами яркими украшают.  В этой юрте шаман, наверное, живет.
Tags: 38-й регион, Вернисаж, Иркутск, Листвянка, Мои фото, Тальцы
Subscribe

Posts from This Journal “38-й регион” Tag

  • Листвянка. Настоящий фотограф.

    Уно моменто.... Чего же мне не хватает? К чему хотелось бы приблизиться? В контексте фотографии. Хорошо бы что-то выдумать эдакое! И…

  • Байкал. Прикинемся ботаниками или Байкальская фига....

    Вместо гербариев - кучка фотографий, вместо пенсне или лупы - могучий зум компьютерной программы, вместо многотомных бумажных каталогов -…

  • Байкал. Прикинемся ботаниками или Пусти козла в огород....

    Значит так, план у меня следующий. Сначала будут несколько снимков, сделанных мною у истока Ангары при подъеме к камню Черского, затем я покажу то…

  • Байкал. Морская прогулка.

    -Э-э-э! Мы не к вам в гости пришли, мы на свою землю пришли. С миром. Здесь наши предки жили. Давно... Тыщу лет назад. А русских тогда тут не…

  • Море как море.

    Особое почтение у рыбаков и туристов на Байкале к метеорологам и их прогнозам. Коварен Байкал и опасен. Мы, люди праздные, как-то часто об этом…

  • Тальцы. Часть 5. Чай, трактир и школа.

    -Ну что ребятки, вот и подходит к концу мой затянувшийся рассказ об удивительном месте - Архитектурно-этнографическом музее "Тальцы" Так…

  • Тальцы. Часть 4. Народно-промысловая.

    Далёк ли тот день, дорогие мои, когда человек, среднестатистический обычный человек, совершенно утратит базовые трудовые навыки, которые…

  • Тальцы. Часть 3. Хлебная.

    Сибирь в моем представлении это прежде всего огромная территория с суровым климатом. Снег и морозы, зной и засухи, тайга и тундра могут…

  • Тальцы. Часть 1.

    Леший?! Или, может быть, лесной дух с загадочной ухмылкой? Верьте-не верьте - снято в Тальцах. Береза и поныне там растет. Можете проверить.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments