141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Тальцы. Часть 1.

081_00001.jpg
  Леший?! Или, может быть, лесной дух с загадочной ухмылкой? Верьте-не верьте - снято в Тальцах. Береза и поныне там растет. Можете проверить.


  Рассаживайтесь, ребятки, поудобнее. Мы отправляемся в культурное путешествие.  Возьмите в руки  ваши космические планшеты, смартфоны и ноутбуки, заходите на мою страничку - будем камлать....  Ой!...  Я сказал камлать?!... Прошу прощения!... Гулять!... Конечно же гулять! Ибо дни сейчас такие, что прогулки - они тоже переместились в область виртуальную. Когда ж еще, если не сегодня, есть время и смысл нагрянуть  всем вместе  в какой-нибудь далекий музей?! В такой, куда реальность нас, в ближайшее время, вряд ли забросит. В Тальцы, например. Здесь я оговорюсь, что ежели жители Иркутска и его окрестностей пожелают, то запросто могут переключиться на футбол, потому как они-то уж точно в Тальцах бывали. Всех остальных прошу пожалуйста!  В архитектурно-этнографический музей! Один из лучших в России!
 Знаю, знаю  музеи теперь не в моде - хайпу маловато. Что же, тут не поспоришь! Но и без такового Тальцы стоит навестить!

053_00001.jpg
Иркутское водохранилище. Ангара. Вид с территории архитектурно-этнографического музея.


        Хотя  мне, лично, хайпа в тот сентябрьский денек хватило. Расклад был еще тот!  Вылетев накануне в ночь из столицы, и, проведя бессонные  шесть часов в воздухе, я очутился поздним утром в городе на пять часовых поясов восточнее Москвы. Один. Аэропорт, затем поиск на местном  рынке и в магазинах того, что было нужно как воздух, но не могло быть взято с собою в самолет,  обустройство в гостинице, незнакомые улицы и транспортная сеть,   всякие прочие хлопоты. А мне, по плану, позарез нужно было никак не позднее трех часов дня оказаться в Тальцах. А они,  между прочим, в сорока семи километрах от Иркутска по Байкальскому тракту.

060_00001.jpg
Скалистый берег Ангары. "Владения амакана".

   Всю дорогу в маршрутке, цена за проезд в которой на тот момент составляла сто сорок рублей,  отчаянно боролся со сном. Пейзажи за окном проносились самые что ни на есть живописные, но я мало что видел. Моя голова прыгала на плечах точно мяч на резинке, глаза предательски слипались. Дорога  то шла  под гору, то забирала вверх, крутилась и извивалась, перескакивала через болотистые ручьи и речки в широких падях, пронзала тайгу, пересекала старые гари с уцелевшими чахлыми лиственницами. Отроги невысоких  хребтов опускались и уходили куда-то вправо, заканчиваясь там широкими мысами размашисто раскроившими  своими лбами просторы Иркутского водохранилища. Там, скованная и укрощенная, теснилась Ангара. Но я  наблюдал её лишь урывками. Тайга и увалы часто скрывали ее от меня, а сон скрадывал оставшееся.

765_00001.jpg
Тема шаманизма популярна и сегодня.

Задумчивость.jpg

Шаманизм, анимизм,  магия - традиционные верования  малых народов сибири, таких как эвенки и тофалары.  В  корнях этого факта - присвоение явлениям природы божественных свойств.  Я буду говорить упрощенно.  Весь мир  в их понимании состоит из трех частей - верхнего (небесного), среднего(земного) и нижнего(подземного). Все части объединяет могучая река Эндекит. Граница верхней части - небо, за которым живут верховные божества, повелители природы и стихий таких как Луна, Солнце, ветер, дождь. Верховный Бог - старик Амака, он управляет судьбами людей, другой - Маин,он дарует благополучие и покровительствует шаманам. Есть и другие. Входом в верхний мир служит Полярная звезда.  Божества чуть ниже - бог Солнца, бог Луны и т.д. К ним надо обращаться если непогода или затянувшиеся холода. Все что между небом и землей - средний мир. В среднем мире река Эндекит имеет множество притоков . Хозяин каждого - шаман определенного рода .Каждому  шаману помогает свой дух сэвэн. Он стережет проходы с  могучей реки на среднюю землю и отвечает за связь между средним миром с миром людей. Здесь, в средней части течения Эндекит обитают  духи промысла, охоты, зверей, гор,  скал, рек, тайги такие как Калгама и Синкэн. Нижнее течение Эндекит - мир, населенный душами умерших, духами болезней, духами зла. Сильнейший из них - Харги. Входы в нижний мир - овраги, водовороты, пещеры. Нередко поэтому высокие горы или глубокие расселины вызывали у эвенок священный страх.  Считалось, что шаманы, во время камланий способны подниматься в верхний мир или проникать с помощью духов-помощников в нижний. В верхнем мире он мог просить у божества души детей или оленей, хорошей  погоды, а в нижнем "отбивать" у злых духов души больных, снимать проклятия. Обращаясь к духам природы, к духам охоты, к духам зверей шаман использовал тотемы и обереги. В его костюме обязательно присутствовали фигурки или рисунки животных, жгуты  виде змей, посох и колотушка с магическими знаками, бубен с бубенцами в форме Луны или звезд и прочая атрибутика.



  Меня растолкали и выпихнули из машины на взгорке.  День был не солнечный,  Ветер по небу куда-то гнал облака.  Слева, за каменным остановочным павильоном, забирая все выше, покрытый шумным осинником и  томными соснами дыбился кряж.  Два-три темноствольных кедра станом своим крепили этот лесной массив. Справа, спускался  редкий березняк и был виден  четкий профиль забора.  Широкие ворота с надписью: "Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" -  чуть в стороне.
-Так-с! Работает до 17-00!
За стволами берез сквозили бревенчатые силуэты. Я посмотрел на часы. Маленькая стрелка уже перевалила за тройку.
-Эге! Да тут целое городище! За день не обойдешь! А у меня на все про все всего лишь два часа! Хорошо хоть нет очереди! Да и вообще людей здесь почти не видно! Вперед!
  Тут я вспомнил как однажды, впервые оказавшись  в Санкт-Петербурге, планировал посетить Кунст-камеру. Как ни кроил время - ничего не получалось. Я был в деловой командировке. Оставалось только одно - использовать обеденный перерыв. Всего лишь час! Я собрался, ускорился и ... дело сделано. Да...Были времена! Ну ничего! И сейчас смогём!
 За вход отдал 350 рублей, еще 100-за фотосъемку.
 За дорогой у касс стоял указатель "Начало маршрута". Стрелка указывала на самую обычную тропинку, уходящую куда-то вглубь лесной чащи. Но на самом деле, она вела сквозь время.

041_00001.jpg
Ленточки. Они здесь повсюду.

 Нельзя сказать чтобы до прихода русских казаков в 17-м веке эти края были густо населены. Едва ли во всей Сибири, до начала ее освоения, жило более одного-двух десятков тысяч человек.  Отроги Саян и лесистое Прибайкалье - не самое лучшее место для земледелия. Да  и степного кочевника с его огромными стадами овец и многочисленными табунами лошадей сюда не заманишь. Охота, пушной промысел, рыба  - вот лучшее, что мог  дать этот край. Здесь много чистой воды, древесины, ягод и грибов. Но суровый климат и дикость природы не каждому по душе.
 Эвенки, карагасы, другие немногочисленные малые народности издревле обитали на территории нынешней Иркутской области. Вели кочевую жизнь, занимались промыслом.

020_00001.jpg

   Между тем я вышел на зимнее стойбище  тофаларов.   И обнаружил одну из реликтовых архитектурных форм - попросту чум, который возвышался прямо среди леса. Не думаю, что истинные тофалары выбрали бы для своего стана столь неудобное место. Для длительной стоянки площадка должна  быть чуть  более открытой. Опушка зрелого лиственничного или соснового леса подошли бы куда лучше. Там проще устраивать дымокуры. Солнце и умеренный ветер помогли бы  справиться с гнусом. Под раскидистыми хвойными деревьями можно найти сухой и мягкий ковер из опавших игл. Рядом обязательно должен быть источник чистой воды.  Ручей или речка. Да и за оленями, на которых тофалары  кочевали, с опушки проще уследить.  Там меньше шансов  у хищника застать стадо врасплох. Чум, кстати, не совсем обычный. Он заметно отличается от северного. Его конус имеет меньший диаметр в основании и у него очень острый угол схождения. Жерди каркаса толстые, не слишком длинные, раздвоенные на одном конце. Сам он обнесен не оленьими шкурами,  а кусками лиственничной коры. Понятное дело, с такими плитами кочевать сложновато, поэтому места стоянок использовались не один сезон. Однако, не думаю что кора играла исключительную роль. Существовали чумы, покрытые лосиной и изюбриной.

021_00001.jpg

 Внутри строения ничего затейливого. Очаг из камней устраивался в центре. В потолке дыра для выхода дыма.   На поперечине крюк для котла. У огня могли находиться одновременно человек восемь-девять. Это если сидя.  Жилое  пространство чума делилось на женскую и мужскую половины.  Зимовать же в таком жилище могла семья из пяти-шести человек. Не более. Да и то, если они весь свой скарб разместят где-нибудь поблизости в лабазе.

022_00001.jpg

 В холода и входное и дымовое отверстие  завешивалось шкурами.  Пол выстилали лапником. Сверху клали все те же шкуры. Из них же изготавливали пологи, в которых спали, а также обувь и одежду.  Искусство  выделки было на высоте. Меха и кустарно обработанные кожи были вытеснены из обихода в значительной степени  лишь  с приходом крупной промышленности в Сибирь, т.е в начале-середине 19-го века.

  При родовом строении общества в одном стойбище едва ли могло быть более трех-пяти чумов.  "Тофалары" от слова "тофа" - т.е "человек". До 30-х годов 20-го века они называли себя карагасы, "черные гуси". Возможно, так называл себя не весь народ, а наиболее влиятельный его род.  Кочевья менялись, наверное, несколько реже чем это принято в условиях тундры.  С кормовой базой здесь проще, а стадо меньше. В болотистых низинах мха в достатке. Олени любят лакомиться грибами. Не откажутся, вероятно и от коры молодых побегов и свежей травки. Все угодья, в том числе и охотничьи, делились между родами, а внутри рода между мужчинами главами семейств. Сыновья наследовали территорию за отцом.  Во многом такой уклад жизни был свойственен не только карагасам, но  и другим кочевым народам. Тем же эвенкам. С 19-го века чумы уступают место рубленым избам. Некоторое время  кочевки сохранялись, и только в первой четверти двадцатого века,  люди окончательно осели в поселках.

027_00001.jpg

  Поблизости от тофаларского находится как раз эвенкийское зимнее стойбище. Ставили его  по тем же правилам. Зимний чум по эвенкийски - "голомо", кора лиственницы - "рашнак".  Утепляли жилище мхом и дерном. На этой площадке построены лабазы  и сушила  разных конструкций. "Ноку" - лабаз в виде настила на высоких столбах. "Дэлкэн" - лабаз сруб с двухскатной крышей. Он тоже на высоких столбах. "Гули"- настил из жердей на невысоких столбах. В лабазы помещали все то, до чего не должны были добраться хищники или грызуны.

029_00001.jpg

 А это навес для хранения рыболовных снастей "тэлкэгон". Тут вот лодка. Использовался навес также для сушки рыбы.

023_00001.jpg

  Охотник,  одинокий оленевод или небольшая семья на летнем стойбище могли жить в легком чуме, а могли ограничиться небольшим шалашом со скатами из рашнака.

024_00001.jpg

 Стойбища и летние и зимние обносились "куреканом" - изгородью из бревен или жердей. Это делалось для того чтобы олени не могли подойти близко к жилым постройкам.
  Совершая аргиш (караванный переход) и эвенок, и карагас вьючил все движимое, в том числе люльки с младенцами, на оленей и вручал свою судьбу божествам. Он верил, что его далекий предок - могучий амакан (медведь), взявший в жены женщину. Поэтому и на охоте и в обычной жизни он почитал этого зверя, не позволяя себе даже называть его. "Амакан" в переводе "дедушка".   Если же во время охоты или обороняясь приходилось убивать зверя, требовалось совершить обряд, во время которого варилась голова и лапы косолапого. Все мужчины рода обязаны были отведать медвежьего жира или мяса, а также  произнести магические заклинания. Суть их сводилась к тому, что духу медведя объясняли, что его носителя убил какой-то нехороший человек, который ушел далеко и искать его надо не здесь. Чтобы дух не преследовал род,  кости или остатки туши ни в коем случае нельзя брать с собой. Надо собрать их и бережно сложить на ствол молодого дерева. Женщинам если и позволялось отведать медвежьего мяса, то не всех его частей и в "медвежьем" обряде  они не участвовали. Обрядовая сторона жизни вообще была сильно развита.  Охота не только на медведя, но и на остальную дичь: соболя, белку, кабаргу, изюбря, белку, сохатого требовала не только навыка, но и удачи.

030_00001.jpg

 Шкуру амакана, оставленную, наверное, еще с тех мракобесных времен (настолько она обветшавшая), я заметил тут же у эвенкийского стойбища. Получается, дух медведя должен быть где-то рядом. Бр-р-р! Даже представить страшно. Ведь эти звери и в самом деле не перевелись в этих местах.
 Мое одиночество в этом странном лесу, первые, еще едва замтные, сумерки  и что-то далёкое , первобытное, скрывающееся от рождения, наверное, в каждом из нас, сплелось , вдруг, в какой-то странный мотив. Возникло сказочное настроение. Старая, выдубленная солнцем медвежья шкура шевельнуась... Между стволов берез мне привиделось мелькание странных теней..., раздался еле уловимый запах костра с примесью  едкого дыма от сжигаемой шерсти, послышались звуки варгана и монотонное течение горлового пения. Чу! Кто там? Кто это бьет в бубен? Не старый ли шаман пробудился вдруг от вечного сна, не его ли ритуальный танец мне сейчас грезится? Если нет, то чьи это голоса? Кто собирает людей в последний аргиш? Куда его поведет? Надо подойти! Узнать, что там? Посмотреть на древние тотемы! Увидеть своими глазами этот древний как жизнь обряд! Я подался чуть ниже, туда где тропинка выходит к скалистому  обрыву над Ангарой, но....Нет! Почудилось! Привиделось!  Это ветер разыгрался в верхушках деревьев, это старый ворон курлычит где-то за лесом, это принесло дымку от далеких лесных пожаров! А может это возник в памяти не так давно  услышанный мною голос удивительного человека, композитора, мультиинструменталиста Булата Гафарова и это он устроил здесь весь этот переполох?

Задумчивость.jpg Самобытна культура и традиции малых народов. Наполнена мифами и верованиями. Есть в ней разное. Что-то нам кажется странным, что-то жестоким. Но настоящая жестокость рождена злом. Но я не верю в зло людей, подчинивших себя законам природы.
 Если эвенская женщина готовилась стать матерью, кроме того что она готовила все необходимое для малыша, ей необходимо было самостоятельно  построить на некотором удалении от стойбища свой отдельный чум. Там должно было свершиться таинство рождения. И ни один мужчина, даже муж, ни при каких обстоятельствах не имел права  войти внутрь.
Существовал  обряд посвящения животных. Например оленя. Занимал он несколько часов и заключался в следующем. Шаман с помощью молитв и камлания обращался к духам воды, гор, ветра. Далее он увещевал их с целью задобрить и получить разрешение на охоту или, например, женитьбу . В качестве дара нужному божеству "дарился" олень, для чего читались заклинания, на животное прикрепляли разноцветные ленточки, а могли даже и покрасить его всего, с ног до головы, в разные цвета. Такое животное потом никто не мог ни убить, ни обидеть. Оно считалось священным и принадлежало выбранному божеству.
Читал я и про то, что долгое время сохранялся в среде эвенок обычай оставлять больных и немощных одних в смертный час, снабдив их лишь самым скудным запасом еды и снаряжения. С другой стороны, ни один кочевник не покидал стоянку без того чтобы не оставить возможному случайному путнику хоть малости, чтобы не оставить знак о том кто и когда здесь был и куда отправился. Наверное, такой подход спас не одну жизнь.


032_00001.jpg

   Русский охотничье-промысловый стан конца 19-го-начала 20-го века  неподалеку - следующий пункт программы. Здесь также есть лабазы.   Один высокий, в форме сруба с плоским настилом, посаженный на комель клена, другой - низкий наземный, который,  при желании можно превратить в стол. Первый еще может быть использован как засада - засидка.  Жилище промысловика самое простое  - четырехстенный сруб с накатной крышей и земляным полом. Тут хитростей немного: и в нынешнее время промысловики не перевелись.

031_00001.jpg

  У старой березы, возле сруба я заметил образец используемой и поныне ловушки-пасти (по эвенкийски "ланг"), которая настораживается, начиняется приманкой, а затем давит пушного зверя, сохраняя неповрежденной его шубу.  Здесь, правда, ловушка представлена в отвратительном исполнении. Такой вряд ли кого пришибешь.

033_00001.jpg

 Ну, что же?! Заглянем внутрь охотничьего зимовья и хватит на сегодня. Нельзя же за раз перемещаться во времени так надолго на целые века. Дальше-то экспонаты совершенно другой направленности.

035_00001.jpg
Tags: 38-й регион, Иркутск, Листвянка, Мои фото, Тальцы
Subscribe

Posts from This Journal “38-й регион” Tag

  • В рабочий полдень.

    Иркутск. Медитирующие в Мемориальном парке у Вечного Огня. Реальность такова, что говорить о чем-либо не хочется, а не говорить - не можется. К…

  • Листвянка. Настоящий фотограф.

    Уно моменто.... Чего же мне не хватает? К чему хотелось бы приблизиться? В контексте фотографии. Хорошо бы что-то выдумать эдакое! И…

  • Байкал. Прикинемся ботаниками или Байкальская фига....

    Вместо гербариев - кучка фотографий, вместо пенсне или лупы - могучий зум компьютерной программы, вместо многотомных бумажных каталогов -…

  • Байкал. Прикинемся ботаниками или Пусти козла в огород....

    Значит так, план у меня следующий. Сначала будут несколько снимков, сделанных мною у истока Ангары при подъеме к камню Черского, затем я покажу то…

  • Байкал. Морская прогулка.

    -Э-э-э! Мы не к вам в гости пришли, мы на свою землю пришли. С миром. Здесь наши предки жили. Давно... Тыщу лет назад. А русских тогда тут не…

  • Море как море.

    Особое почтение у рыбаков и туристов на Байкале к метеорологам и их прогнозам. Коварен Байкал и опасен. Мы, люди праздные, как-то часто об этом…

  • Тальцы. Часть 5. Чай, трактир и школа.

    -Ну что ребятки, вот и подходит к концу мой затянувшийся рассказ об удивительном месте - Архитектурно-этнографическом музее "Тальцы" Так…

  • Тальцы. Часть 4. Народно-промысловая.

    Далёк ли тот день, дорогие мои, когда человек, среднестатистический обычный человек, совершенно утратит базовые трудовые навыки, которые…

  • Тальцы. Часть 3. Хлебная.

    Сибирь в моем представлении это прежде всего огромная территория с суровым климатом. Снег и морозы, зной и засухи, тайга и тундра могут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments