141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Вперед! К Антарктиде. Двести лет великому открытию.

-05 айсберг.jpg
2-3 года бурной жизни и антарктический айсберг превращается в гигантский скользкий обмылок. Где верх, где низ - не поймешь. Некоторые мореплаватели и полярники, например Баренц, утверждают что наблюдали спонтанный взрыв айсберга. Что это? Выдумка или реальность? Ученые утверждают, что такое возможно.  Для этого в ледовой толщи должны существовать трещины или пустоты,  которые со временем могут быть закупорены наледью или свежим снегом. Образовавшийся таким образом воздушный "карман", может оказаться впоследствии в самой толще льда и испытывать существенное сжатие.  Возможны обстоятельства, при  которых такой "пузырь" может резко вскрыться, произведя определенные разрушения.  Кстати, по похожим причинам лед при таянии должен не только потрескивать, но и шипеть.


  В январе 1820 года корабли Первой русской антарктической экспедиции достигли берегов Антарктиды. Шестой континент был открыт! Событию планетарного масштаба в эти дни исполняется ровно двести лет!  Поздравляю всех с этой знаменательной датой. Но это сегодня можно небрежно играть словами и датами, а тогда все было иначе.
 И Беллинсгаузен и Лазарев еще целый год, до января 1821-го, не могли утверждать определенно о существовании Южного континента. Потому что до того момента, как им казалось, они не имели на руках неопровержимых данных. Причиной тому мощные ледники Антарктиды, которые не шли ни в какое сравнение со всеми известными им ранее. Наши моряки наблюдали лишь высокие края их обрубистых  языков и не решались  по собственной прихоти приписывать им континентальное происхождение.
  Сегодня расскажу об очередном эпизоде того исторического плавания.


214790-1920x1200.jpg
  Маршрут Первой Русской антарктической экспедиции. Синим выделен участок, пройденный весной-летом 1820 года.

  Следуя  стопами Кука, Беллинсгаузен, однако, не стремился в точности повторить его маршрут. Да, он принимал к сведению указания своего великого предшественника и тщательно исследовал те районы Южного океана, где тот делал свои открытия или предполагал  возможность таковых. И наоборот, районы уже исследованные и не обещавшие по этой причине ничего интересного, дабы не тратить зря сил, оставлялись в стороне. Кроме того Русская экспедиция действовала напористее и рискованнее, раз за разом предпринимая "кинжальные" меридианные поиски (об этом я писал ранее см тэг "Антарктида"). Между  тем, наступал март - первый месяц антарктической осени 1820 года.
   Короткие  полярные
штормовые дни сменялись длинными и не менее бурными, полными тревог ночами. Скользя по кромке 60-х, "Восток" и "Мирный" шли на восток, изредка озаряемые феерическим светом южного полярного сияния. Призрачные зарницы, такие непривычные для русского человека, настораживали и пугали. На баке, или на шканцах нет нет да и услышишь: "Господи Иисусе! Не дай пропасть в этой пучине! Не дай спалить огню небесному!", промолвленное  рязанским или нижегородским говорком  Но эти же всполохи не раз спасали моряков, подсвечивая своим неверным светом носившиеся во тьме айсберги.   И тогда поднималась чья-то быстрая рука в крестном знамении,  а глаза устремлялись на вахтенного офицера, застывшего на мостике с секстантом в руках будто изваяние.
-Высота четыреста футов! Слышите,  Михаил Петрович?!  Экая громада мимо пронеслась!- сквозь грохот и рев слышался сверху знакомый, слегка возбужденный голос.
 И кряхтя валился на бок, меняя галс,  уставший шлюп,  и ноги уже не держали усомнившегося, заставляя вцепиться скрюченными пальцами в обледеневшие  леера. Но это было всего лишь минутное замешательство. Страх уходил стремительно, беспощадно гонимый слаженной работой рук и ног, которые, казалось, не дожидаясь каких еще-либо команд, сами начинали действовать решительно и умело.


0028_MotionGrabBag.jpg
"Бороться, искать,найти и не сдаваться" этот девиз, знакомый нам по книге Вениамина Каверина "Два капитана", нанесен в качестве эпитафии на трехметровом памятном кресте из красного дерева, что возвышается на холме Обсервер в Антарктиде. Его установили корабельные плотники с барка "Терра Нова" у места первой зимовки Роберта Скотта в память об участниках экспедиции, достигших Южного полюса, но погибших на пути к базовому лагерю.   Кроме эпитафии  на кресте можно видеть имена героев. ( "Терра Нова" - судно Британской антарктической экспедиции 1910-1913гг.) Сам  Скотт и два его спутника покоятся там  где их застала смерть - в походной палатке на шельфовом леднике Росса, навсегда став частью Антарктиды. Хотя...Ледник движется и. вероятно, наступит час, когда закованные в ледяной панцирь полярники станут айсбергом и уйдут в свое последнее плавание.
  А девиз.... Он  придуман совсем не В. Кавериным, а взят из поэмы "Улисс" английского поэта Альфреда Тениссона. Главный герой произведения - Одиссей, для которого нет ничего превыше открытий, походов и приключений. Это ода целеустремленности и верности своим идеалам.
"Бороться, искать, найти и не сдаваться" - говорите эти слова своим сыновьям и они станут настоящими мужчинами. Такими как Скотт, Амундсен, Пири, Шеклтон, Моусон, Нансен, Седов, Беллинсгаузен, Росс, Литке.....


  5 марта на совете командиров шлюпов было решено покинуть высокие широты. "Восток" и "Мирный", разделившись, должны были следовать  вдоль 50-й широты параллельными курсами вплоть до самого Порт-Джексона, отклоняясь лишь по воле  стихии. Дистанция по фронту 300-350 морских миль. Таким образом предполагалось увеличить вероятность открытий в этом районе. А пройти нужно было ни много ни мало несколько тысяч километров. Быстрый "Восток" имел  все шансы выиграть эту заочную гонку, но "Мирный" ждали не такие высокие широты и он вполне мог опередить флагманаский шлюп.

03 Шторм.jpg
Даже из ходовой рубки современного стального корабля с водоизмещением в 7000 тонн  волнение в высоких южных широтах не выглядит безобидно. Парусный "Восток" имел всего 985 тонн, а значит был пушинкой в стихии волн.  Про связь и навигационное оснащение лучше и не говорить.

Утром 6 марта, привычно кинув взгляд за корму, Фаддей Фаддеевич увидел лишь пустынный горизонт. Ничего удивительного в этом не было - "Мирный" ушел своим курсом, как и было оговорено. Но все же в душе моряка  скреблась не одна кошка. А штормы не унимались. В ночь на 9-е буря была сильна как никогда. Ветер чудовищной силы терзал такелаж. Около 5-ти утра со страшным треском  порвало сразу три шкота. Два на гроте, один на бизани. Пришлось спустить ставшие неуправляемыми паруса. Убрали и фок-стаксель дабы уберечь его на случай непредвиденный. Чтобы хоть как-то сохранить движение, на бизань-вантах растянули матросские койки-гамаки. Случай не заставил себя ждать. В 8 утра появились льды. Шлюп неудержимо несло на них. Поднятый вновь фок-стаксель не выдюжил и только чудо уберегло "Восток" от неминуемой гибели. Крутая волна пронесла шлюп над опасностью. При этом  от немыслимой натуги стали разгибаться  крюки-гаки на бушприте. Их укрепили не то сталью, не то смелостью и отчаянием. Огромные ледовые острова в шальной пляске носились повсюду. Белоснежную пену срывало и несло ветром далеко за корму. Только к вечеру 10-го марта установилось относительное безветрие. Зато пошел густой снег, снизивший видимость до предела.
-Навались ребятки,- подбадривал подручных матросов  парусных дел мастер Данила Мигалкин. На одной руке его потёртая кожаная варежка-гардаман, в другой - медная игла,  - К завтрему ежели холстину не починим не видать нам наших женушек. Клади боцманский шов. Да ровнее. Апосля я его сам  заделаю.
  Слесарь Матвей Губин возился с бакштагами, а несколько человек во главе с плотником Матвеевым спустились в трюм. Там уже постукивал своей киянкой конопатчик Родион Аверкиев.


Гигантский буревестник.jpg
  Южный гигантский буревестник в молодости несколько темнее чем в зрелости. Размах его крыльев  достигает двух метров, а вес-пяти килограмм. Такую птицу Фаддей Фаддевич называет "бурая бурная птица", а голубого буревестника, есть и такие,-"голубой бурной птицей". В безбрежном океане, среди штормов и туманов,  появление пернатых - событие, интересное само по себе, событие, дарящее надежду. Скопления водорослей или  колония пингвинов - тем более.   Каким бы ни был тяжел день Беллинсгаузен всегда находил время занести в дневник сведения о всем увиденном.

Еще две недели шторма сменялись сильной зыбью, при которой, как известно плавание чрезвычайно неприятно потому что она создает великую качку.  Изредка ветер стихал, но тогда опускалась пасмурность, сопровождаемая снегом или дождем. Лишь один день - 15-го случился ясным.   До вечера дул   благоприятный ветер. Служители получили небольшую передышку. Последние льды остались у 57-й широты, но этому обстоятельству доверять не приходилось и от того  ближе к ночи убавили парусов, ожидая каждый раз нечаянной встречи.
  Утром 21-го марта шквалистый южный ветер при сильном дожде разогнал чудовищную волну. Да такую, что шлюп скрежетал и стонал.  Он стремительно проваливался  в кипящую бездну, а затем норовил встать на дыбы, грозя разодрать бушпритом низкую облачность. Треск корпуса корабля и зловещий вой рангоута был ужасен. Отец Дионисий, отслужив обедню и совершив молебен, спустился в кают-компанию чтобы благословить перед завтраком офицеров. С его бороды, с его суконной накидки и облачения ручьем стекала вода.
- Скоро ли увидим Вандименову землю(Тасманию), православные?  Что скажешь, Яков?
Штурман Парядин хотел было ответить, что ему это неизвестно, ведь силы природные не в его ведении. Но вместо этого, не удержавшись при ужасном крене, вместе с иеромонахом полетел в угол, где пробил головою деревянную переборку. Едва живого штурмана унесли в каюту лекаря Берга.


0028_MotionGrabBag.jpg По сложившейся традиции вспомним Амундсена.  Высадившись в Китовой бухте, норвежцы занялись обустройством лагеря. Прежде всего нужно было доставить все стройматериалы подальше от ледяного барьера, к месту которому не грозила участь стать айсбергом в ближайшие два года. Зимовать все девять членов экспедиции  должны были в домике из бревен, который захватили с собою из Норвегии. Для собак, складов, пунктов наблюдений и мастерских установили четырнадцать 16-местных палаток. Пол в них углубили на 1-2 метра.  Затем на собачьих упряжках были перевезены 900 ящиков со всем остальным снаряжением. Амуднсен умел поддерживать хороший настрой в людях и от того работали споро. Лагерь назвали "Фрамхейм" в честь своего славного экспедиционного судна. Сам же "Фрам", ошвартовавшийся у края ледяного барьера, должен был вскоре уйти зимовать в теплые широты.
  А пока зимовщики  занялись охотой на тюленей. И вскоре набили их несколько десятков, а значит надолго  обеспечили  себя бифштексами и котлетами. Однако собаки вскоре пронюхали о том что поблизости находится такое богатство.  То одна,то другая лохматая компания стала наведываться в палатку с тушами и портить их почем зря. Пришлось соорудить стену из снежных глыб вокруг стратегического объекта. Но собаки продолжали  разбойничать. Они не раз предпринимали попытки сделать подкоп и проникнуть во внутрь. Иногда успешно. Но вскоре стали жертвой собственных наклонностей. Стена, по их недоумию, превратилась в прочный желтый кусок льда, пробить который было уже не под силу ни одному, даже самому сильному псу.



  К вечеру следующего дня взяли курс на Тасманию и через двое суток, к радости своей, услышали с салинга крик смотрящего: "Вижу  берег!".  Не заставили себя ждать и изменения в погоде. Стало заметно теплее. Ветер, все еще крепкий, стал отходить к западу и от того, наверное,  небо вскоре очистилось от облаков. Уставшие от долгих невзгод люди наконец смогли просушить свою одежду и постельное белье. Шлюп, впитавший в себя весь антарктический холод, стал понемногу нагреваться и от того в помещениях образовалась дополнительная сырость. Решили их немедленно проветрить чтобы не дать шанса болезням взять своё. И все же у двух матросов обнаружились первые признаки цинги. Доктор Берг поил их отваром из сосновых шишек, а затем, по распоряжению Беллинсгаузена, им стали выдавать по полурюмке лимонного сока. К счастью, до стоянки в Порт-Джексоне оставалось совсем немного и были все надежды сохранить жизнь этих двух бедолаг.
 27 марта русские мореплаватели  увидели берег Австралии, которую именно так в те годы еще почти никто не  называл. Западная и северная часть континента, открытая Тасманом,тогда носила имя Новая Голландия, а восточная, исследованная Куком,- Новый Южный Уэльс.  Эти дни были особенно приятны. Наступала пасхальная неделя. Все приводили себя в порядок. Готовились к празднику. В ночь на воскресение  отец Дионисий совершил богослужение,  а утром  экипаж разговлялся специально испечеными по этому случаю куличами. Вид берега, утопающего в буйной зелени, изумрудные долины и золотисто-янтарные дюны, редкие, но ладные домики среди скал столь радовали глаз, что просто невозможно было сдержать своей радости.


0028_MotionGrabBag.jpg
Несмотря на то, что пятый континент (Австралия)  был открыт европейцами  в начале 17-го века, он еще
долгое время не привлекал их пристального внимания, имея репутацию весьма сомнительную. Лишь в 1788 году здесь появляется первая британская колония. Как раз в заливе Порт-Джексон. Только к 1828-у году  Соединенное Королевство распространит свое влияние на всю территорию континента. А пока в западных районах считались с присутствием французов.  К  1820-му году, Сидней не менее чем на треть состоял из заключенных и ссыльных. Тасмания тоже уже приняла первых каторжан и их охрану. Аборигены стремительно вытеснялись в малопригодные для жизни районы. С прибытием европейцев в среде коренного населения разразились сильнейшие эпидемии. Оспа, холера и другие болезни сильно снизили его численность. Порт-Джексон очень скоро превратился в крупную военную базу Королевского флота.  Здесь были магазины с продовольственными, военными припасами и оборудованием для морских судов.  Поэтому именно
здесь Русская экспедиция рассчитывала пополнить запасы дров, воды и провизии, а также провести ремонт шлюпов, проведших летний сезон в высоких широтах.


Утром 30-го марта, через 131 сутки после выхода из Рио-де-Жанейро, "Восток" бросил якорь в заливе Порт-Джексон у города Сидней. "Мирного" на якорной стоянке не оказалось.


Взято здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sydney(from_air)_V2.jpg?uselang=ru.   Современный вид залива Порт-Джексон.  Удивительный ландшафт!  Множество островков, проливов и рукавов. Не удивительно, что половина суток понадобилось шлюпу "Восток", даже с лоцманом на борту, чтобы добраться по этим лабиринтам до якорной стоянки, которая оказалась одной из лучших в акватории: британцы в те годы были к нам радушны.
Tags: Антарктида
Subscribe

Posts from This Journal “Антарктида” Tag

  • Вперед! К Антарктиде.

    (Продолжение. Начало см. тег "Антарктида") Лед. Такой казалось бы обыденный для любого русского материал, однако из записок Первой…

  • Вперед! К Антарктиде!

    Альбатрос-птица "стратегического назначения". Ученые утверждают, что он способен развивать скорость до 80км/ч и преодолевать за сутки…

  • Вперёд, к Антарктиде!

    Айсберги такой формы образуются при разрушении шельфовых ледников. Во время штормов они уходят в свободное плавание. По цвету льда можно судить…

  • Вперёд, к Антарктиде!

    Южная Георгия - заморская территория Британии с административным центром в поселке Грютвикен. Самая первая китобойная база на острове была…

  • Вперёд, к Антарктиде!

    Пролив Лемар. Отделяет материковую Антарктиду от одного из островов прибрежного архипелага Палмера. Это уникальное по своей красоте место я уже…

  • Вперед, к Антарктиде!

    На сегодняшний день город-порт Ушуайя(Аргентина), в переводе "Огненная земля", - наиболее близкая к Антарктиде географическая точка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments