141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.

IMG_9489.jpg
Вид на пятиглавый Зачатьевский собор и храм св. Иакова Ростовского с монастырской стены. Слева Димитриевский храм.

   С сильным сомнением решился выложить здесь эти снимки, ведь ростовский  Спасо-Яковлевский  Димитриев монастырь - популярный туристический объект, куда массово приезжают не только зеваки, но множество паломников. Трудно предложить информированному читателю нечто новое, доселе неслыханное или невиданное. А потом подумал, что неплохо бы сделать этакие зарубки на память. Для себя. Чтобы сохранить знание, данное, может быть, неспроста.
  Незримая связь, как во времени так и в пространстве, существует между многими явлениями природы, событиями и объектами. О ней не догадываешься до тех пор, как ряд "случайностей" не высветят ее, не заставят обратить на нее внимание.
Связь эта не так проста, она не представляется последовательной как элементарная электрическая цепь. Скорее он похожа на хитроумную рыболовную сеть со множеством  узлов и ячеек,  общее название которой - единая историческая сущность.

IMG_9469.jpg
  Вид на Иаковлевский храм, являющийся приделом(?) к Зачатьевскому собору, из монастырского парка.

   В начале 19-го века сложилась всем нам теперь известная трактовка русской истории в редакции Карамзина. Понимание  исторического процесса во всей его сложности приобрело определенную стройность и завершенность, став фундаментом для российской исторической науки в целом. Если же обратиться к жизни церковной, то совершенно ясно, что и в ней, едва ли не  с самого начала существовал подобный подход. Жития святых, происходившие в различные  эпохи на территориях охваченных христианством, и даже вне их, тоже требовали определенного упорядочения и единопрочтения.
  Первая зарубка.
 Имя Димитрия Солунского, жившего  во времена, когда христианство еще не  являлось государственной религией в Риме и подвергалось гонению, очень почитаемо в православной среде. Принявший жестокую смерть за веру  в начале 4 века н.э., он был канонизирован и причислен к лику святых. Например, Юрий Долгорукий, основавший не только Москву, но и целый ряд центральных русских городов, дал своему сыну Всеволоду при крещении имя Димитрий в честь Димитрия Солунского.  Традиция иметь два имени, светское и церковное, была довольно крепка на  Руси. Так вот,  именно эти обстоятельства отразились на названии моего родного уездного города Дмитров. Если добавить, что  Юрий Долгорукий явился на историческую сцену в качестве Ростово-Суздальского князя, что его преобразования существенно отразились на судьбе и статусе Ростова Великого, то звучание первой струны моего интереса к Ростову становится слышимым.

IMG_9474.jpg
Рождественская ель в убранстве  и маковка часовни над источником. На нижнем шаре вместо узора живописное отражение Иаковлевской церкви.

Вторая зарубка.
Сложное чувство, объединяющее страсть к истории и почтение к православной культуре, заставляет меня изредка наведываться в места, так или иначе сочетающие в себе историю и религию.  Троице-Сергиева Лавра - уникальное место, где всяк, считающий себя русским должен быть.  Вдумайтесь:  древний Троицкий Храм на ее территории возведен за полвека до основания Соловецкого монастыря! Здесь работал Андрей Рублев! Такое место надо видеть(и не только) обязательно!  Год назад, в трапезном храме в честь преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиева монастыря я обратил внимание на фрагмент росписи. С одного из сводов на меня смотрели знакомые умные глаза. Даже не читая старославянскую вязь я узнал образ святого Димитрия Ростовского.
 В первой половине 17 века, как известно, значительные территории бывшей Киевской Руси вместе Киевом принадлежали Речи Посполитой. Киевская православная митрополия подчинялась Константинопольскому патриархату и пребывала в борьбе с латинством. В Московском же государстве с 1589 года  было введено самостоятельное патриаршество, как результат многолетней автокефалии от Константинополя. Итоги Переяславской Рады (1654), объединившей южную Русь с Московским царством,  содействовали скорому переходу (1686) Киевской митрополии под управление Московского патриархата.  Все это звучит довольно общо, но в сути всего лежит внутрицеркрвная и политическая борьба, начало которой надо искать даже не там, а на полтысячелетия ранее. Её  последствия гремят и сегодня. События последних месяцев  в незалежной тому подтверждение. Остерегайтесь, однако,  подходить к той заварухе с церковным расколом, что твориться ныне на Украине  слишком легковесно. Она имеет очень глубокие корни, в которых непосвященному человеку нетрудно запутаться. А где уж правда, решать теперь и вовсе невозможно руководствуясь только законами и канонами.
 Получается, что вторая нить протянулась через время. На одном ее конце Рим и Византия, на другом - Россия и Украина. В центре - Переяславль. Судьба Димитрия, митрополита Ростовскго 1702-1709, на ней - путеводная веха, указующая как преодолеть раскол в самом широком его трактовании.

IMG_9471.jpg
Собор Зачатья Св. Анны сквозь аллею парка.

Третья зарубка.
Даниил Саввич, которого мы чтим как Димитрия Ростовского родился, получил образование и сан под крылом Киевской митрополии. В 1668 году он принял постриг под именем Димитрий.  Опять-таки в честь Димитрия Солунского.
Проповеди Димитрия отличались глубиной, проникновенностью, аргументацией. Со временем он поднимался все выше и выше в церковной иерархии. Но это происходило не столько из его внутреннего стремления сколько благодаря его талантам.
 Как и Карамзин, Димитрий Ростовский  посвятил свою жизнь одному великому делу - популяризации знания и просвещению.  Если заслуга Карамзина в том, что русский патриот(читатель) в начале 19-го века неожиданно для себя выяснил, что его Родина - страна с величайшей историей и культурой, то Димитрий Ростовский упорядочил и сделал доступной для понимания обывателя жизнеописания многочисленных святых христианства. Оба имели и обязательства и покровительство. Один - от светской власти, другой - от духовной. Но это вовсе не значит, что их жизнь была такой уж безмятежной. Результатом работы Димитрия Ростовского стали самые распространенные ныне Четьи-Минеи. Это книга, содержащая упорядоченные по месяцам и датам главы жития и поучения, предназначенные для чтения православным  каждый день. Кроме того Димитрий основал первую в Московской Руси духовную семинарию, написал много трудов богословского и исторического характера.
 Третья ниточка, увязывает мое увлечение(не говорю знание) историей с уважением к людям, отдавшим ей самих себя без остатка. Их появление совсем не случайно.

IMG_9479.jpg

  Четвертая зарубка.
  Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь возник благодаря Иакову Ростовскому, епископу Ростовскому с 1386 года. Изгнанный в 1389 году жителями из города, он  основал неподалеку эту обитель. Так за что же пострадал Иаков? За милосердие. При его защите и посредничестве  была спасена от казни некая женщина, совершившая какие-то преступления. Подробностей мало, но ясно то, что Иаков был человеком не только добрым и смелым, но и благочестивым.  Ныне он канонизирован. Его мощи находятся под спудом Иаковлевской церкви монастыря.
  В случае  смерти, митрополитов обычно  хоронили в приделе соответствующих кафедральных храмов или в соборном некрополе. Это позволяло с большей "эффективностью"  прославлять усопшего владыку, приводить в назидание его житие.   Кафедральным собором Ростовской митрополии в начале 18-го  века был Успенский собор Ростовского Кремля. Но еще при жизни Димитрий однозначно указал на другое место, выбранное им как предполагаемое для погребения. Эти местом был Спасо-Яковлевский монастырь. Совершенно ясно, что им руководили светлые помыслы, далекие от тщеславия.  Воля его была исполнена. Много лет спустя его мощи были обретены нетленными, а сам он канонизирован.
 Если люди при жизни так вознесенные и добившиеся широкого признания при этом остаются высоконравственными, скромными и бескорыстными, то оставаться безучастным к их судьбе совершенно невозможно. Хочется понять их, узнать поближе, поблагодарить. Встречаются они не только в духовной среде, но и во многих других местах, в самых разных временных периодах. Познавая их деяния, находишь утешение и понимаешь, что нравственность и человечность - явления общечеловеческие, не ограниченные ни временем, ни обстоятельствами. Очень может быть, подобно загадочному закону всемирного тяготения существует закон всеобщего вневременного добра, который связывает воедино все проявления хорошего.

IMG_9482.jpg
  Монастырский пруд.


IMG_9480.jpg
Настоятельский корпус. Слева лестница, ведущая на монастырскую стену.

IMG_9487.jpg
Монастырская стена. Водяные ворота (южная башня).


IMG_9486.jpg
Бойница в монастырской стене.

IMG_9485.jpg
Юго-Западная башня и смотровая площадка на ней. Вид со стороны настоятельского корпуса.

 
В апреле 1991 года обитель возвращена РПЦ. После комплекса сооружений Ростовского Кремля это крупнейший исторический объект на территории города.
Tags: Мои фото, Мысли, Ростов, Храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Храмы” Tag

  • На велосипедах в село Ильинское.

    Два колеса, две педали, один руль - чем не машина времени. А и впрямь! Там где переднее колесо-будущее. Где заднее - прошлое. Сам велосипедист в…

  • Козыри Кимр.

    Районный центр - это много или мало в масштабах страны? Как понять? А гордиться им как? Ведь хочется. Потому что есть у каждого человека и своё,…

  • Утро после Рождества в селе Андреевское.

    Ах, какой запах стоял вчера в доме! Настоящий рождественский! Пахло выпечкой и грибной солянкой. А какой божественный аромат шел из чашек с…

  • Яхромский маршрут. Этап первый.

    Вид на село Андреевское. Покровская церковь. Из Москвы, да и из других городов, пишут, что не хотят городские власти как прежде украшать парки и…

  • И снова Кимры. Заречье.

    Кимры. Заречье. Улица Волжская 5А Удивительное дело! Если ехать из Яхромы на электричке, то за час с четвертью можно доехать и до Москвы и до…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Первое свидание считается удачным, если память о нем согревает чья-то личная фотография, подаренная именно тебе. Сколько таких фотографий…

  • Музыкальная шкатулка Ростова.

    "...-Что это за городок?- спросил Миша. - Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружину. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Повстречал сегодня давнишнего знакомого, который лет десять как уехал из нашего города насовсем . Разговорились понятное дело. О семье, о…

  • Ростов Великий. Знакомство.

    Райские яблочки. И все-таки работа над постом весьма полезная штука. Для самообразования. Никогда, ни один экскурсовод не втемяшит в голову…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments