?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

357_00001.jpg

    -На вкус байкальская вода оказалась недурна. Похожа на колодезную, разве что чуть теплее. Очень прозрачна, на вид чиста. С селигерской не сравнить...


Задумчивость (2).jpg
-Ха-ха! Сказанул! Нашел с чем сравнить! На Селигере с точностью до наоборот-колодезная водица в точности как озерная. Такая же желтая и пахнет тиной! А здесь бутылочный вариант - куллерный.



-Ну, кому как! Я вот, принял дозу и никаких неприятных ощущений! Ученые говорят - состав уникальный. Теперь частица Байкала во мне. Впрочем, скорее в нас - у тебя-то выбора не было. И так будет до тех пор пока ты моё второе "Я". Эх! Купнуться бы! Может тогда ты будешь менее ворчливым!

Я стоял на деревянном настиле внутри внушительного  бетонного  слипа и прикидывал - окунуться или не стоит. Все-таки Байкал не только чист, но и свят, что отражено во втором его имени - Святое море. Когда еще представится такой случай?!Времени, в принципе, было достаточно. Правда, обсохнуть было бы проблематично. Полотенца-то у меня с собой не было. Поежившись я прикинул, что температура воздуха где-то градусов 14. Вода, наверное, около 7! При таких обстоятельствах последствия не очевидны. Помнится, в юности мы с классом ездили в Аджарию. Дело было в марте. На море бушевал шторм и было даже холоднее, но купание всё-таки состоялось. Тогда обошлось.....  И тут я вспомнил, что в сумке на вагонном столике осталось моё всё: деньги, паспорт, банковская карта. Как  это я так расслабился?!  Какое уж тут купание! И все-таки я рванул с правой ноги кроссовок. Стянул носок. Закатал штанину. Не упускать же момент - все же это мой первый контакт с Байкалом! Шаг - и я выше щиколокти в обжигающей холодом воде.
-Ладно! Левую ногу поберегу для Ладоги! Если случится.

353_00001.jpg

  Натянув прямо на мокрую ногу обувь, я бросился к поезду. Пробежал по низкой дощатой платформе. Задержался на секунду у касс не в силах пропустить расписание поездов. Здесь, на станции Маритуй  оно любопытное. Чуток отдышался, чтобы не испугать иностранных гостей и выглядеть солидно. Затем, пройдя мимо проводника, поднялся по ступенькам. Внутри было тепло и шумно. Сумка оказалась нетронутой. Среди вагонного интернационала ворюг не оказалось. Мне даже стало неловко перед собой за испытанное недоверие к людям. Чего я бежал!? Надо бросать эти свои московские замашки! Случись воришка, так ему отсюда даже не скрыться-враз бы  вычислили.

379_00001.jpg

  Пусть эти люди, предпочитают жареную курицу и шнапс красотам Байкала, зато они честны и благодушны. Не знаю только почему они всегда оказываются в местах, где равнодушие и пресыщенность - преступление. Сидели бы  в городе, все хлопот меньше.
 Вскоре пол  дрогнул и мы покатили дальше. За окном поползли каменистые берега и водная гладь. Телек транслировал виды озера. Гид по громкой связи рассказывал про глубины и кубокилометры, про геологию и археологию, про климат и население...
Задумчивость (2).jpg

- Было бы здорово, если бы вся эта формалистика  исчезла, и вместо нее зазвучала какая-нибудь подходящая случаю классическая мелодия. Представляешь: Иоган Себастьян Бах "Оркестровая сюита №3"! Или "Лунная соната" Бетховена! А за окном такая лепота! Грандиозно! Можно в буфет сбегать, пивка взять....Омуля...

377_00001.jpg
Мосты через устье реки Большая Половинная и мыс Половинный.

   Поезд прогромыхал по виадуку через реку Большая Половинная и остановился перед тоннелем №12, самым протяженным и прямым на трассе. Справа, за бухтой Половинной, взъерошенный и угрюмый высился  одноименный мыс. Снизу, у железнодорожного полотна я увидел небольшой пляж, но к воде спускаться не стал, а вернулся назад вдоль железнодорожного пути.

Задумчивость (2).jpg - Сегодня КБЖД - это одноколейная дорога, но так было не всегда. С 1914 года кругобайкалка имела два пути для того чтобы можно было пропускать поезда одновременно в обоих направлениях. Однако, с середины 50-х годов, в связи с затоплением при строительстве Иркутской ГЭС значительного по протяженности участка дистанции старого Транссиба, было решено основную трассу магистрали перенести на резервный участок  Иркутск-Большой луг-Слюдянка в обход западного плеча КБЖД. В итоге КБЖД стала тупиковой и лишилась первого пути, того который существовал с 1904 года. Вот его и разобрали за ненадобностью. А сооружения остались. Поэтому на современных снимках мы видим пары параллельных мостов, как в Ангасолке и Половинной при  однопутной дороге.  Правда, в той же Половинной имеется лишь один однопутный тоннель, а был ли второй (параллельный)  - мне не известно. Как вариант, движение когда-то осуществлялось поочередно по одному стволу.

374_00001.jpg

  С ферм старого балочного моста, открылся вид на долину реки Большая Половинная. У подножья кряжей среди буйной растительности приютились два домика. В распадке копился туман. Белоснежный катер заснул уткнувшись в невысокий берег деревянным трапом. Стояла отчаянная тишина. Если бы не противный моросящий осенний дождичек, картина была бы вполне идилической. Под ногой хрустнула жестью и сплющилась пустая банка из-под тушенки. Я вернулся в реальность.
- А почему Транссиб сразу не пошел в обход Байкала, а уперся в него?

Задумчивость (2).jpg -Думаю причины были. Время и деньги. Обычное дело!
Предистория такова.
До середины 19-го века Приамурье и Приморье были фактически бесхозными, а Дальний Восток России представлялся дикой страной. Но потом.... Смотри: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск - все эти города и большое число других населенных пунктов меньшего размера начали стремительно возникать и развиваться. Империя осуществляла серьезную экспансию в эти места, стремясь навечно закрепить их за собой. В сферу ее интересов попали также и районы северного Китая, который в те годы был отнюдь  не на подъеме.  Без надежной транспортной артерии осуществлять грандиозные планы было невозможно. Предстояло строить железную дорогу. И строить быстро, поскольку никто в целом мире не хотел такого развития событий. А Англия и Япония в особенности.  Но как обойти Байкал? А может и не обходить вовсе?  Так будет и дешевле и быстрее. И вот от Иркутска вдоль Ангары проложен путь к озеру. А там переправа на паромах. Однако,  выяснилось,что такой вариант в условиях предполагаемой войны не будет эффективен в плане снабжения войск на отдаленном театре военных действий. А времени оставалось немного. Поэтому самым быстрым и дешевым, хотя и непростым, решением проблемы казалась прокладка КБЖД. Для  строительства другой, объездной дороги по Олхинскому плато от Иркутска до Слюдянки не было предпосылок: долго и сложно.  Составы на паровозной тяге там были бы нерентабельны и малоэффективны из-за сложного профиля трассы. Лишь после Второй Мировой войны, с появлением тепловозов и электровозов, мощной строительной техники и новых материалов был сооружен этот, ныне  действующий участок Транссиба.

378_00001.jpg

 -Значит здесь когда-то было людно? Строители, железнодорожники, администрация, иностранные специалисты? Говорят, были и школы, и больницы, и мастерские.  Трудно поверить!  Теперь десяток домов, скалы и тайга на многие километры.

398_00001.jpg
Задумчивость (2).jpg
- Возможно Байкалу от этого только лучше. Меньше людей-меньше вреда.




Продолжение следует....

Записи из этого журнала по тегу «38-й регион»

  • КБЖД. Из жизни паровозных бригад.

    Ретро поезд на КБЖД - это сцепка из двух паровозов серии Л "Победа" с вагонами. Оба локомотива построены в 1954 году на…

  • Иркутск. Прогулка вторая. 130-й квартал.

    Символ Иркутска у входа в 130-й квартал. - Диссоциативное расстройство идентичности, или по простому - раздвоение личности, в реальной жизни…

  • КБЖД. Миру мир.

    Байкал. У мыса Киркирей. Есть особое удовольствие серым осенним днем сидеть в жарко натопленной комнате и смотреть на мир сквозь лениво…

  • КБЖД. Разговор со скептиком.

    Старая Ангасолка и Ангасольский мыс. Мне представляется, что в душе у каждого человека есть маленькая "калиточка", через которую он…

  • КБЖД. Слюдянка.

    - Слышал?! Нас тут в коментах Чуком и Геком обзывают!!! Ерунда какая-то! - Что это? Плавленый сырок? Пирожное? Я бы сейчас от говядинки не…

  • Транссиб. Байкал.

    Когда-то, дорогие друзья, в опусах про Оку я писал такие слова: ".... совсем недалекие места, находящиеся в одной с тобой области бывают…

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
vera_every
8 ноя, 2018 21:31 (UTC)
Вот с последней репликой вашего альтер эго я всей душой согласна - меньше народу - легче природе. Хотя затерянные среди заросших тайгой скал домики выглядят совсем уж по-сиротски. А вам не хотелось бы там пожить - не как туристу, а какое-то время, как местному жителю?
141840
9 ноя, 2018 05:33 (UTC)
При определенных условиях (минимальный уровень комфорта: теплый угол и возможность заработка) жить в тех местах было бы счастьем для меня. Первый год я бы, наверное, только и лазил по кручам. В общении с нами природа всегда искренна и это мне очень нравится.
vlapandr
9 ноя, 2018 04:34 (UTC)
Отличный пост! Скорее давайте продолжение!) А почему всё-таки ушли люди?
141840
9 ноя, 2018 05:23 (UTC)
При строительстве Иркутского водохранилища был затоплен участок изначального Транссиба Иркутск-Порт Байкал. Это где-то километров 45-50. К тому времени наличие мощных тепловозов и электровозов уже позволяло рентабельно эксплуатировать дистанции пути с значительными уклонами. Через предгорья Восточного Саяна была проложена ветка (если угодно гипотенуза) Иркутск-Слюдянка. Очень извилистая, с серпантином и тоннелем, с крутыми участками, но самое главное - относительно безопасная. Ведь безопасность старой ветки(КБЖД) была невысокой. Частые обвалы, сели, подвижки породы не только грозили жертвами, но и длительными перебоями в движении . Уход основной трассы Транссиба с северо-западного берега Байкала лишил железнодорожные поселки всякой перспективы, осложнил снабжение, вызвал отток рабочей силы.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner