?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

357_00001.jpg

    -На вкус байкальская вода оказалась недурна. Похожа на колодезную, разве что чуть теплее. Очень прозрачна, на вид чиста. С селигерской не сравнить...


Задумчивость (2).jpg
-Ха-ха! Сказанул! Нашел с чем сравнить! На Селигере с точностью до наоборот-колодезная водица в точности как озерная. Такая же желтая и пахнет тиной! А здесь бутылочный вариант - куллерный.



-Ну, кому как! Я вот, принял дозу и никаких неприятных ощущений! Ученые говорят - состав уникальный. Теперь частица Байкала во мне. Впрочем, скорее в нас - у тебя-то выбора не было. И так будет до тех пор пока ты моё второе "Я". Эх! Купнуться бы! Может тогда ты будешь менее ворчливым!

Я стоял на деревянном настиле внутри внушительного  бетонного  слипа и прикидывал - окунуться или не стоит. Все-таки Байкал не только чист, но и свят, что отражено во втором его имени - Святое море. Когда еще представится такой случай?!Времени, в принципе, было достаточно. Правда, обсохнуть было бы проблематично. Полотенца-то у меня с собой не было. Поежившись я прикинул, что температура воздуха где-то градусов 14. Вода, наверное, около 7! При таких обстоятельствах последствия не очевидны. Помнится, в юности мы с классом ездили в Аджарию. Дело было в марте. На море бушевал шторм и было даже холоднее, но купание всё-таки состоялось. Тогда обошлось.....  И тут я вспомнил, что в сумке на вагонном столике осталось моё всё: деньги, паспорт, банковская карта. Как  это я так расслабился?!  Какое уж тут купание! И все-таки я рванул с правой ноги кроссовок. Стянул носок. Закатал штанину. Не упускать же момент - все же это мой первый контакт с Байкалом! Шаг - и я выше щиколокти в обжигающей холодом воде.
-Ладно! Левую ногу поберегу для Ладоги! Если случится.

353_00001.jpg

  Натянув прямо на мокрую ногу обувь, я бросился к поезду. Пробежал по низкой дощатой платформе. Задержался на секунду у касс не в силах пропустить расписание поездов. Здесь, на станции Маритуй  оно любопытное. Чуток отдышался, чтобы не испугать иностранных гостей и выглядеть солидно. Затем, пройдя мимо проводника, поднялся по ступенькам. Внутри было тепло и шумно. Сумка оказалась нетронутой. Среди вагонного интернационала ворюг не оказалось. Мне даже стало неловко перед собой за испытанное недоверие к людям. Чего я бежал!? Надо бросать эти свои московские замашки! Случись воришка, так ему отсюда даже не скрыться-враз бы  вычислили.

379_00001.jpg

  Пусть эти люди, предпочитают жареную курицу и шнапс красотам Байкала, зато они честны и благодушны. Не знаю только почему они всегда оказываются в местах, где равнодушие и пресыщенность - преступление. Сидели бы  в городе, все хлопот меньше.
 Вскоре пол  дрогнул и мы покатили дальше. За окном поползли каменистые берега и водная гладь. Телек транслировал виды озера. Гид по громкой связи рассказывал про глубины и кубокилометры, про геологию и археологию, про климат и население...
Задумчивость (2).jpg

- Было бы здорово, если бы вся эта формалистика  исчезла, и вместо нее зазвучала какая-нибудь подходящая случаю классическая мелодия. Представляешь: Иоган Себастьян Бах "Оркестровая сюита №3"! Или "Лунная соната" Бетховена! А за окном такая лепота! Грандиозно! Можно в буфет сбегать, пивка взять....Омуля...

377_00001.jpg
Мосты через устье реки Большая Половинная и мыс Половинный.

   Поезд прогромыхал по виадуку через реку Большая Половинная и остановился перед тоннелем №12, самым протяженным и прямым на трассе. Справа, за бухтой Половинной, взъерошенный и угрюмый высился  одноименный мыс. Снизу, у железнодорожного полотна я увидел небольшой пляж, но к воде спускаться не стал, а вернулся назад вдоль железнодорожного пути.

Задумчивость (2).jpg - Сегодня КБЖД - это одноколейная дорога, но так было не всегда. С 1914 года кругобайкалка имела два пути для того чтобы можно было пропускать поезда одновременно в обоих направлениях. Однако, с середины 50-х годов, в связи с затоплением при строительстве Иркутской ГЭС значительного по протяженности участка дистанции старого Транссиба, было решено основную трассу магистрали перенести на резервный участок  Иркутск-Большой луг-Слюдянка в обход западного плеча КБЖД. В итоге КБЖД стала тупиковой и лишилась первого пути, того который существовал с 1904 года. Вот его и разобрали за ненадобностью. А сооружения остались. Поэтому на современных снимках мы видим пары параллельных мостов, как в Ангасолке и Половинной при  однопутной дороге.  Правда, в той же Половинной имеется лишь один однопутный тоннель, а был ли второй (параллельный)  - мне не известно. Как вариант, движение когда-то осуществлялось поочередно по одному стволу.

374_00001.jpg

  С ферм старого балочного моста, открылся вид на долину реки Большая Половинная. У подножья кряжей среди буйной растительности приютились два домика. В распадке копился туман. Белоснежный катер заснул уткнувшись в невысокий берег деревянным трапом. Стояла отчаянная тишина. Если бы не противный моросящий осенний дождичек, картина была бы вполне идилической. Под ногой хрустнула жестью и сплющилась пустая банка из-под тушенки. Я вернулся в реальность.
- А почему Транссиб сразу не пошел в обход Байкала, а уперся в него?

Задумчивость (2).jpg -Думаю причины были. Время и деньги. Обычное дело!
Предистория такова.
До середины 19-го века Приамурье и Приморье были фактически бесхозными, а Дальний Восток России представлялся дикой страной. Но потом.... Смотри: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск - все эти города и большое число других населенных пунктов меньшего размера начали стремительно возникать и развиваться. Империя осуществляла серьезную экспансию в эти места, стремясь навечно закрепить их за собой. В сферу ее интересов попали также и районы северного Китая, который в те годы был отнюдь  не на подъеме.  Без надежной транспортной артерии осуществлять грандиозные планы было невозможно. Предстояло строить железную дорогу. И строить быстро, поскольку никто в целом мире не хотел такого развития событий. А Англия и Япония в особенности.  Но как обойти Байкал? А может и не обходить вовсе?  Так будет и дешевле и быстрее. И вот от Иркутска вдоль Ангары проложен путь к озеру. А там переправа на паромах. Однако,  выяснилось,что такой вариант в условиях предполагаемой войны не будет эффективен в плане снабжения войск на отдаленном театре военных действий. А времени оставалось немного. Поэтому самым быстрым и дешевым, хотя и непростым, решением проблемы казалась прокладка КБЖД. Для  строительства другой, объездной дороги по Олхинскому плато от Иркутска до Слюдянки не было предпосылок: долго и сложно.  Составы на паровозной тяге там были бы нерентабельны и малоэффективны из-за сложного профиля трассы. Лишь после Второй Мировой войны, с появлением тепловозов и электровозов, мощной строительной техники и новых материалов был сооружен этот, ныне  действующий участок Транссиба.

378_00001.jpg

 -Значит здесь когда-то было людно? Строители, железнодорожники, администрация, иностранные специалисты? Говорят, были и школы, и больницы, и мастерские.  Трудно поверить!  Теперь десяток домов, скалы и тайга на многие километры.

398_00001.jpg
Задумчивость (2).jpg
- Возможно Байкалу от этого только лучше. Меньше людей-меньше вреда.




Продолжение следует....

Записи из этого журнала по тегу «38-й регион»

  • Дон Кихот Листвянческий.

    "....-Вы же сами говорили, Ваша милость,- возразил Панса, - что странствующие рыцари чуть ли не весь год ночуют обыкновенно в пустынях и…

  • Байкал. Переправа Порт-Байкал-Листвянка.

    Мыс Баранчук (Устьянский). Справа исток Ангары. В этом месте КБЖД заканчивается тупиком. Кроме тех паровозов, которые привезли нас, можно видеть…

  • КБЖД. Половинная-Порт-Байкал.

    Над тоннелем у станции "Половинная" Свет самых далеких звезд можно увидеть даже днем, если смотреть из глубины колодца.... -Чушь!-…

  • КБЖД. Байкалочка.

    ".... А еще хочу приписать для Вас, дорогая Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет.…

  • КБЖД. Из жизни паровозных бригад.

    Ретро поезд на КБЖД - это сцепка из двух паровозов серии Л "Победа" с вагонами. Оба локомотива построены в 1954 году на…

  • Иркутск. Прогулка вторая. 130-й квартал.

    Символ Иркутска у входа в 130-й квартал. - Диссоциативное расстройство идентичности, или по простому - раздвоение личности, в реальной жизни…

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
vera_every
8 ноя, 2018 21:31 (UTC)
Вот с последней репликой вашего альтер эго я всей душой согласна - меньше народу - легче природе. Хотя затерянные среди заросших тайгой скал домики выглядят совсем уж по-сиротски. А вам не хотелось бы там пожить - не как туристу, а какое-то время, как местному жителю?
141840
9 ноя, 2018 05:33 (UTC)
При определенных условиях (минимальный уровень комфорта: теплый угол и возможность заработка) жить в тех местах было бы счастьем для меня. Первый год я бы, наверное, только и лазил по кручам. В общении с нами природа всегда искренна и это мне очень нравится.
vlapandr
9 ноя, 2018 04:34 (UTC)
Отличный пост! Скорее давайте продолжение!) А почему всё-таки ушли люди?
141840
9 ноя, 2018 05:23 (UTC)
При строительстве Иркутского водохранилища был затоплен участок изначального Транссиба Иркутск-Порт Байкал. Это где-то километров 45-50. К тому времени наличие мощных тепловозов и электровозов уже позволяло рентабельно эксплуатировать дистанции пути с значительными уклонами. Через предгорья Восточного Саяна была проложена ветка (если угодно гипотенуза) Иркутск-Слюдянка. Очень извилистая, с серпантином и тоннелем, с крутыми участками, но самое главное - относительно безопасная. Ведь безопасность старой ветки(КБЖД) была невысокой. Частые обвалы, сели, подвижки породы не только грозили жертвами, но и длительными перебоями в движении . Уход основной трассы Транссиба с северо-западного берега Байкала лишил железнодорожные поселки всякой перспективы, осложнил снабжение, вызвал отток рабочей силы.
egor_13
15 дек, 2018 03:41 (UTC)
**Правда, в той же Половинной имеется лишь один однопутный тоннель, а **был ли второй (параллельный) - мне не известно. Как вариант, движение когда-то осуществлялось поочередно по одному стволу.**
-- Не было. Почти все тоннели на ней сразу строились и эксплуатировались как двухпутные. Однопутные там только несколько галерей и первый киркирейский тоннель (недействующий который). А, хотя нет, от тоже строился двухпутным, просто поработать двухпутным не успел из-за того, что пришлось выводить его из эксплуатации и пробивать рядом длинный.
Киркидайский тоннель однопутный, рядом со Слюдянкой на восток по чётному пути,- он в исторической сущности дел тоже находится на Кругобайкальской дороге, но в пределах современного действующего хода Трансиба, который сейчас так не называют уже. По нечетному пути тоже был однопутный, но в Гражданскую войну пострадал, потом его разобрали, превратив в выемку.

А КБЖД успела доработать до введения тех из современных габаритов подвижного состава, которые вдвоем в ее тоннель уже "не влезут". Все габариты, действовавшие до 1960-х, были еще "царские".

Edited at 2018-12-15 03:58 (UTC)
141840
15 дек, 2018 06:26 (UTC)
В том то и дело, что трудно себе представить, находясь у всех без исключения тоннелей, каким же образом могли уместиться внутри два пути. Даже скидка на "царские" габариты, о которой догадывался, не помогает.
egor_13
15 дек, 2018 11:57 (UTC)
Да современные двухпутные туннели тоже немногим более их по ширине. Только туда не пускают.
Не зря внутри через каждые метров 50 ниша.
Современный путь в туннелях КБЖД, как правило, сдвинут ближе к центру в сравнении с тем, как пути лежали при двухпутном движении. В начале 80-х я еще застал период, когда в большинстве туннелей он еще лежал на старом месте, ближе к морской стороне (разобран был чётный путь, к-й ближе к скалам). Потом начали обновлять полотно, подвинули.
141840
15 дек, 2018 13:53 (UTC)
Что тут сказать? Должно быть перевозки при такой геометрии требовали особого подхода. Перевозки негабарита, например. Да и пассажирские тоже.

Если посчитать, то получается примерно следующая арифметика:
Габарит ж/д вагона по ширине приблизительно 3,2-3,3 метра. Умножаем на два, так как пути два. Получаем 6,5-6,6 метра. Надо прибавить, наверное, 1 метр на занос так как почти все тоннели с изгибом. Получается 7,5 метров.
Далее. Мне известно, что Киркирейский тоннель, например, имеет ширину 9 метров.
9-7,5=1,5 метра. Надо учесть три зазора: два между стеной тоннеля и вагоном и один между вагонами, следующим по противоположным путям. Делим 1,5 метра на три, получаем 0,5 метра.

Т.е. не более 50 см. оставалось между вагоном и стеной тоннеля безопасными. Менее вытянутой руки! Это очень грубо, но наглядно.
egor_13
15 дек, 2018 14:18 (UTC)
Тут надо смотреть точно по стандартам железнодорожных габаритов, точнее, по самому большему на тот момент (1950-е годы, в 60-х добились еще, как помнится, два немного побольше) и по точным ширинам тоннелей. Расстояние, да, было совсем небольшое, поэтому я про ниши и вспоминаю. В 1982-м году пришлось однажды прятаться в туннеле Киркирей-2 от неурочного тепловоза в нишу со стороны воды (а путь, как уже говорил, был еще не смещен к центру) - неприятно было. Зато в сторону снятого пути было удобнее отбегать - там соответственно всегда было много места. Но тут в длинных туннелях были и свои "подводные камни" , темно же, а там то яма после замены шпал, то сама шпала, то какие-нибудь мешки (в одном туннеле, например, егеря хранили мешки с каменной солью для устройства солонцов; в другом лежал цемент, оставшийся после ремонта туннеля, а пока лежал, превратился в бетон, и куда его теперь девать - там и бросили).
141840
15 дек, 2018 16:33 (UTC)
Очень интересно. Получается, у Вас немалый практический опыт.
Я прошел пешком лишь через неиспользуемый теперь Шумихинский тоннель(№11). Он с изгибом. Темнота полная. "Что будет, если на пути окажется большой камень или шпала?"- думалось тогда. Неужели и в период активной эксплуатации не было даже дежурного освещения? Понятно, что паровоз или тепловоз имеет прожектор, но путейцы-то тоже должны были работать.
egor_13
16 дек, 2018 02:11 (UTC)
Насчет дежурного освещения, в некоторых длинных тоннелях, судя по остаткам креплений проводов, оно было. Но не уверен, что во всех. У обходчиков был фонарь, путейцы-ремонтники, конечно, на время ремонта прикатывали генератор.

Бывали случаи, уже в "туристический" однопутный период, когда люди получали травмы. Например, знаю случай, что в 70-х женщина сломала .. не помню уже что, руку то ли ногу.

Шумихинский хотя и кривой, но не такой уж длинный, похож на Киркирей-2. Но там видно чуть света от входа хотя бы с одной стороны в каждый отдельно взятый момент времени. А вот 600-метровый Киркирей-3 такой формы, что в середине метров сто не видно вообще ничего ни спереди, ни позади.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner