141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

У урочища Большой Березуй. (Продолжение)


  Первое, что я увидел, поднявшись на холм, - удивительное дерево. Раскидистая береза. Не дерево - языческое божество. А каким еще оно могло быть, если выросло в месте с таким говорящим названием: Большой Березуй?! Об одном лишь я жалел в тот миг. О том что нет у меня достаточно широкоугольного объектива, чтобы вместить в кадр величавую красавицу во весь ее рост.


    Не буду рассказывать о том, с каким трудом мне удалось вскарабкаться на крутой берег Вазузы. Это не столь интересно. Значительно  важнее те мысли, что посещают мою голову в местах, подобных тому, где я сейчас оказался. Нет, здесь не было ничего такого, что изумило бы меня достаточно сильно. Миллионы туристов, посетивших древние Афины, десятки миллионов паломников к святым местам бывают впечатлены гораздо сильнее. Это, вероятно, вполне себе нормально. А что же я?  Я взобрался сюда на этот плешивый холм и силился понять-для чего собственно. Что мне здесь надо? Попробую порассуждать об этом пока вы рассматриваете снимки Большого Березуя. (Тем, кто не настроен меланхолически, лучше пропустить три-четыре абзаца.)

С одной стороны, я фотолюбитель. Искать интересные виды, удачную композицию, необычные объекты - моя страсть. Но этого одного, пожалуй, было бы недостаточно. Дело в том, что это мое увлечение не существует само по себе. Оно связано с моим внутренним мировоззрением и служит ему инструментом. Как лоза для лозоходца. Только ищу я не воду, а те явные и неявные связи, которые крепче корней удерживают меня в моей земле.  Вот здесь, на этом холме, несомненно сошлись в одной точке и история, и природа, и нравы. Энергетику эту невозможно скрыть.


На портале по продаже недвижимости http://www.roszem.ru обнаружил  урочище Большой Березуй, снятое с высоты птичьего полета. Даже неискушенному зрителю становится понятно почему это место было использовано для возведения городища в 12-14вв. Очевидно, что в те времена водохранилище не существовало. Но нетрудно догадаться, что берега Вазузы тогда были довольно круты и вместе с сетью оврагов образовывали серьезную естественную преграду для любого неприятеля. Само городище находилось где-то между церковью и небольшой березовой рощицей, что в верху кадра.

   Некто,  с репутацией научного работника, сказал о том что Дарвин снял вопрос о божественном происхождении человека.  Что материализм - основа всего. Атомы, молекулы, прогресс....Чтобы построить здание нужны кирпичики, а не слова. А я стоял у этой церкви и думал о тысячах вот таких же, разбросанных по всей территории нашей православной  Руси, храмов. Одни в сиянии и блеске, другие в запустении, третьи и вовсе в руинах.  Не будь веры, любви и воли  они бы вовсе не появились  никогда. И уж тем более не выстояли бы. Даже при самом великом изобилии кирпичей, гвоздей и цемента.  Мы остаемся самими собой только до тех пор пока способны верить, любить и хранить.
   По Дарвину получается, что выживает сильнейший. Это прагматично, естественно и оправдано. Для всех видов, но не для людей. Потому что в человеческом обществе есть мораль. Страшно представить какой бы она была, если бы Дарвин родился раньше Христа, а его учение укоренилось бы вполне. Экономический и политический дарвинизм сегодня, кажется, побеждает, заставляя нас звереть. Карьера, благополучие, успех. Вот идолы всеобщего преклонения.  Каждому из нас в отдельности, конечно же, хочется и любви и понимания и участия. Но этот товар не завозят  в супермаркеты. Этому навыку не научат в академиях. Отвергая веру,  материализм не может дать ничего взамен кроме идеи маниакального стяжательства. Как результат, он ничего не оставляет после себя. Никакого культурного наследия.




Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в селе Большой Березуй в 1793 году. Здесь же возникло и кладбище. "Храм типа "восьмерик на четверике" с апсидой, трапезной и колокольней, завершен каркасной куполообразной кровлей, увенчанной главкой на декоративном барабане. Оконные проемы восьмерика прямоугольные, четверик имеет арочный сквозной проход. Во времена гонений на Православную Церковь храм был закрыт, трапезная и колокольня были взорваны, об этом свидетельствуют холмы кирпича и руины церковной ограды. Сохранились фрагменты внутренней росписи интерьера храма."(Цитата отсюда: http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-kazanskoy-ikoni-bozhiey-14429.html)







   Вот здесь было городище. Затем село Большой Березуй на водной транспортной артерии. Проезжали купцы с товарами, шли караваны. Какая-никакая, а экономика. Была и церковь. Но время жестоко. Победил паровоз и железная дорога, прошедшая далеко в стороне. Слабые должны были исчезнуть, что и случилось. Села и след простыл. Но храм....Храм выдюжил. Он оказался сильнее материалистических обстоятельств. Тогда.



 Прошло еще время.  Нукеры материализма изменили тактику. Ударили в самое сердце. Навалились на веру.  Безжалостно рушили наши души.  И храмы, ненужные и забытые, покрылись трещинами.  Конечно, не в храмах дело. Дело в слове, которое некому  стало сказать. Не стало учителей. Ученики отвернулись.  Остался лишь вопрос: "Зачем?"
 Кому и зачем это нужно? Наверное тем, кто ценит нас только как статистические единицы. Акулам материализма. Им теперь не нужно стало притворяться, как это случалось иногда ранее, когда они примеряли личины святош. Теперь все открыто. Стадо человечье в их полном распоряжении. Оно такое же темное как и ранее. Только теперь у него отняли путеводную звезду. И наука не может ее заменить. Культурный слой все  беднеет и беднеет. Что-то будет веков через пять? Новых храмов уж точно не появится. История как наука станет рудиментом.


Присмотритесь: вот он самый краешек обрыва!

  Но пока мы в той временной точке, которая есть.   Медленно, сантиметр за сантиметром река подмывает берег. До храма осталось десятка два метров. Тут же и могилы прихожан. Странно, есть довольно свежие. Еще десяток -другой лет и эти захоронения обрушатся с десятиметровой высоты. Почему родственники усопших относятся к этому спокойно? Неужели безразличие достигло таких масштабов? А, впрочем я может быть излишне сгущаю краски? Может скорость береговой  эрозии не так высока? Может быть здесь край отчаянных оптимистов?



   Далеко впереди, на льду водохранилища три ярких палатки дали приют другим оптимистам. Сыновьям рыбачьего племени.
В этой части водоема кроме них нет никого. Что их удерживает здесь? Хороший клев? Вряд ли. Скорее вера. Вера в то, что упорство обязательно принесет успех, что неторенные пути - самые желанные, что можно и должно принять вызов, каков бы он ни был. Только ты и природа. Ты и судьба. И за это я питаю к этим упрямым и отважным людям большое уважение.


Вазузское водохранилище во всю его ширь.

     Между тем на небе случились изменения. До того серая пелена была похожа на чело седовласого старца. Такая же унылая и вялая. Но теперь старец наморщил лоб и по небу пошли борозды, между которыми появились голубые просветы. Вскоре же и вовсе прояснело. Я спустился с холма и помчался к видневшейся на горизонте одинокой синей палатке.


Лыжи не так-то просто воткнуть в лед! Но чего не сделаешь ради композиции.

  Вскоре я прибыл на место. Пар клубами валил от моего торса, когда я менял влажную футболку на свежую. Неописуемое ощущение. Стало невероятно легко и очень радостно. А тут еще выяснилось что и обед готов. Горяченький!!!!

 Окончание впереди....
Tags: Вазуза, Мои фото, Мысли, Следопыт, Храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments