141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Старые газеты. "Народное дело" №32 08 апреля 1906 года.

 Сегодняшний выпуск "Старых газет" требует, как мне кажется, обзорного предисловия для того чтобы заинтересованный читатель (прежде всего я сам) смог лучше осмыслить ту статью, которая последует ниже.   Никогда не скрывал, и продолжаю следовать этому принципу и теперь, что размещая подобного рода материалы в моем журнале, я прежде всего пытаюсь составить для себя более или менее четкое понимание нашей истории. Ни в коей мере никого не поучаю, ни перед кем не бравирую. Более того в некоторых вопросах я могу даже заблуждаться , теряться или ошибаться. Это не признание собственной некомпетенции, а понимание  того, что  живой интерес и здоровое любопытство важнее безразличия,  невежества или чванливости. Весь текст - не копипаст. Кому интересно - прошу со мной.

Несколькими постами   ранее (последний пост тег "На Оке") я коснулся темы продажи Аляски Соединенным Штатам Америки в 1867 году. По сведениям, имеющим довольно высокую степень достовернсти, вырученные средства пошли на приобретение за рубежом оборудования для строительства и эксплуатации активно строящейся в те годы сети российских железных дорог. Было отмечено, что этот факт непосредственно связан со случившемся в 1856 году  поражением России в Крымской войне и  непростым финансовым положением страны.  Естественно, что бум в транспортном строительстве не был единственным следствием случившегося. Война показала исключительную стойкость русского солдата и критическую для державы отсталость в промышленном, административном и военном устройстве. Опыт войны был слишком нагляден, а соблазн пойти политическим, часто революционным, путем для радикально настроенных кругов  - очевиден.  Александр II, вступивший на престол незадолго до заключения невыгодного Парижского мирного договора, сделал выбор в пользу перемен. Альтернативой были бы новые внутренние и внешние потрясения, нарастающая отсталость.
 Преобразования коснулись прежде всего финансовой и судебной сферы, государственного и общественного устройства, военной системы. Важнейшей реформой стала отмена крепостного права. За каждым новшеством кроме декларативной части скрывались чисто технические процедуры. Так, сложнейшим вопросом оказался способ раскрепощения крестьянина и защита от убытков помещика. И те и другие вступали в новые отношения между собой, одновременно изменяя свои собственные отношения с государством. Никто  не предполагал решить все одномоментно.  Важно помнить, что существовало еще такое явление как крестьянская община.
 Каждому домовладельцу в отдельности, принадлежал небольшой приусадебный участок. Кроме того община владела некоторым "общим" полем, состоящем из отдельных наделов.. С него необходимо было платить подати. До реформы - помещику или, скажем, монастырю. Это был обычный оброк. Его размер был пропорционален реальному наделу каждого труженика.
   В результате перемен крестьяне получали в собственность землю, за которую должны были выплатить некоторую сумму или отработать определенный срок. Сами понимаете - это процесс длительный и сложно администрируемый. Какая земля? По какой цене? За какой срок? Как выйти из общины, если земля не нужна?  Вопросы сложнейшие. Крестьяне фактически закабалялись. Правда, не безнадежно. А помещики получали головную боль и неопределенность в будущем. Освободившиеся от зависимости становились субъектами права. А право это еще только зарождалось. Заинтересованность общества в решении этих проблем было огромной. Неудивительно, что вскоре образовались и всевозможные политические течения вращающиеся вокруг земельной реформы.

 Медленно, с пробуксовками, но процесс шел. Многие аспекты, не предусмотренные изначально, решались по мере возникновения. Тот же самый Столыпин сделал себе имя на нем, решив "модернизировать" крестьянскую общину.
Росли города, крестьяне перековывались в рабочих. Обретали права. Еще до Столыпина стало понятно, что нельзя игнорировать крестьянство и предпринимались попытки включить его в общественную жизнь страны наряду с другими сословьями. Частично это делалось через земства. Но земства, решая вопросы местного самоуправления, были исключены из политической жизни, а их влияние на экономический курс были несущественными.

 Прошли десятилетия. После событий 1905 года и манифеста царя Николая II от 17 октября об усовершенствовании государственного порядка, началась подготовка к созыву Первой Государственной Думы. Разрабатывался механизм выборов. Смысл работы Думы - законодательная деятельность в сфере внутренней политики и экономики. Для этого в ней  должны были быть представлены различные слои общества. Оговорюсь: различные, но далеко не все.

 Итак, сегодня у меня статья, вышедшая в парламентской газете "Народное дело" № 32 в субботу 8-го апреля 1906 года. Напомню, что к этому моменту выборы, которые не были прямыми, уже состоялись, а заседания Думы еще не начались. По тону статьи чувствуется атмосфера времени, несколько взбудораженная и наивно-оптимистическая.


Для просмотра кликнуть.

Любопытная статья. Поучительная...Ведь верил автор в то, что говорил. С другой стороны, теперь совершенно понятно как проводились выборы.

 44  года прошло после отмены крепостного права! И первые крестьяне-земледельцы от Курской губернии в Государственной Думе! Для этого понадобилось полвека и целая революция!
  Сегодня 21-й век. В 20-м история  совершила несколько кульбитов. В том числе, благодаря и той Думе. Но мы по прежнему в чем-то зависим от прошлого. Потому что путь должен быть пройден до конца.
Зрелость - это и опыт, и время, и последовательность в действиях, и трезвая оценка, и ...тяжкий груз наследия за плечами.  Сейчас, во времена информационной революции, казалось бы мы все знаем и далеко видим, но зрелые ли мы? Нам кажется что  мы топчемся на месте в то время как все вокруг несется с бешенной скоростью. Вот и технологии, и прогресс, и космос, а  общество как было недоразвитым, так и осталось. Может попробовать и здесь как нибудь ускориться? По-особенному?  Как это мы умеем...
Tags: Народное дело, Немного истории, Старые газеты
Subscribe

  • На велосипедах в село Ильинское.

    Два колеса, две педали, один руль - чем не машина времени. А и впрямь! Там где переднее колесо-будущее. Где заднее - прошлое. Сам велосипедист в…

  • Покатушки назревают.

    А что, ребятки, не махнуть ли нам в Питер? Из Москвы..... На велосипедах. А?! Ведь здорово же. И, наверное, интересно. Нет, скажете вы, не…

  • Яблочный спас.

    К яблокам я долгое время был равнодушен. Не нравился мне ни вкус их, ни хруст. От этого хруста ... бр-р-р-ррр... мороз по коже. Иногда с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments