141840 (141840) wrote,
141840
141840

Category:

Плоские колокола.



  Сегодня на Пятницкой, у станции метро "Новокузнецкая" звучала завораживающая печальная мелодия. Исполнялась она на так называемых "плоских колоколах".  Инструмент этот достаточно экзотический и слышать его звучание мне до сих пор не приходилось.  Что же такое "Плоские  колокола" и почему существует такое неоднозначное к ним отношение?



  Звонница представляет собою металлическую раму, на которую подвешаны прямоугольные пластины различной величины. Пластины изготовлены из колокольного сплава. Именно поэтому в названии  присутствует слово "колокола".



На первый взгляд,  и название и звучание инструмента,  как бы намекают на его близость к православной культуре. Однако, я не стал бы это утверждать однозначно. В форме пластины, которую еще называют "билом" (от слова "бить")  не просматривается ничего общего с теми традиционными колоколами, которые мы привыкли видеть на наших церквах.  В звучании тоже есть существенные отличия.  На мой взгляд в голосе плоских колоколов можно обнаружить что-то шарманочное и металлофонное. До революции, в трактирах  ставили музыкальные шкафы с большими медными дисками, на которых были специальные прорези, соответствующие исполняемой мелодии. Так вот, и шкафы эти тоже звучали похоже на плоские колокола.



 По билам бьют такими вот молоточками. При их виде я сразу вспомнил "Городок в табакерке"  Владимира Одоевского. Молоточки, поскольку они находятся в руках музыканта, позволяют исполнять более сложные мелодии.
 Голос настоящего колокола имеет большую глубину и буквально вызывает вибрацию во всем организме, в то время как плоские выдают звуки "легкие", более чистые, но недостаточно "мощные". При этом по громкости, наверное можно добиться примерно равных результатов. С многотонными традиционными колоколами тягаться им, наверное, не под силу. Ведь говорят, что звон самых могучих церковных колоколов с низкими голосами слышен на десятки километров.
 Для человека неискушенного может показаться, что такому инструменту самое место в храмах и монастырях. Где еще звонить, если не там?  У меня же при первом знакомстве, возникло совершенно иное впечатление. Такая "музыка" была бы ближе к языческой Руси. Ведь в этих звуках почти явно слышится шум ветра, весенняя капель, игра огня на Ивана Купала,  плеск речной волны. У православного звона другая идея. Да и сама церковь крайне консервативна. Что может быть и хорошо.


 Звучание плоских колоколов.  Обратите внимание на технику исполнителя. На неспешные и легкие удары.
Видео  взято здесь: https://www.youtube.com/watch?v=8SCBpIVV2uE

 На этом видео, взятом из сети, те же самые исполнители и та же мелодия, что я видел сегодня у метро.  Оказывается, что  плоские колокола звучали уже во многих городах России и были даже за рубежом. Изобретены же они колокололитейщиком, звонарем Александром Жихаревым в 1988 году. Очень даже может быть, что именно его я сегодня и видел на Пятницкой.

 В завершение поста извиняюсь за качество фотографий. Художественность здесь не требовалась.
Tags: Где-то в Москве, Музыка, Одинокий музыкант, Репортаж
Subscribe

  • С Млечным Путём наедине.

    Дорога в деревню. Наше время. Если присмотреться, то там, далеко, на ней три точки. Это три мальчика на велосипедах. Три счастливых мальчика. И их…

  • Листвянка. Настоящий фотограф.

    Уно моменто.... Чего же мне не хватает? К чему хотелось бы приблизиться? В контексте фотографии. Хорошо бы что-то выдумать эдакое! И…

  • От спецкора стенгазеты "Светлый путь".

    Как это странно, что мы с легкостью меняем цветущий живой простор русского поля на серую мертвую твердь городского асфальта, что быстро забываем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments