141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

Страх.



   Страх-сильнейшая  эмоция, которую способен испытывать человек. Ни какой другой психический процесс не сравнится со страхом  по своей парализующей и одновременно притягательной  силе. Человечество давно уже поняло это и поставило на службу самым различным своим интересам. На страхе держится мир. В политике и в межличностных отношениях, в общественной морали и в искусстве, в религии и экономике, в мировоззрении отдельного человека и даже в ходе технического прогресса страх - один из фундаментальных компонентов, точка опоры и мотивирующее побуждение. Кто-то, быть может, вспомнит про любовь, про азарт, про радость и т.д.  и захочет поспорить со мной, но мне бы не хотелось сегодня слишком углубляться в обсуждение явления страха как такового, а отметить лишь некоторые его прикладные значения и перенестись поближе к фотографии - моему основному интересу.
Не секрет, что наиболее интересными снимками в жанре портрета или репортажа признаются те, которые сумели "схватить" человека или группу людей в момент проявления сильных эмоциональных ощущений. В таких случаях  любовь, азарт или ненависть зачастую не уступают страху в силе воздействия на зрителя. Но только страху свойственно проникать даже туда, где основное место отводится совсем другому.




  Так знаменитый американский фотограф Льюис Хайн (Lewis Hine), основоположник жанра социальной фотографии, известный многим как  автор серии снимков о строителях Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, достиг наивысшей популярности и профессионального успеха именно в те годы, когда работал среди наиболее угнетенных слоев населения.   Чем же можно это объяснить? Дело, на мой взгляд, в том, что представляя публике своих героев  Хайн апеллировал не только к сопереживанию, выраженному  в сочувствии к  тяжелому детскому труду и неприглядной жизни рабочих, но и к страху.  Ведь сопереживание и жалость - это зачастую производные от страха. Страха оказаться одним из тех, кто изображен на снимках. Такие высокие понятия как гуманизм и человеколюбие, в конце концов, растут на той же почве, лишь в некоторой степени сдобренной сентиментальностью, добрым нравом и чувством справедливости. Трудно, например, любовью к человечеству вообще объяснить то щемящее чувство, которое возникает при взгляде на это фото. Страх - другое дело! Страх и боль за судьбу этих детей, страх того, что жизненные обстоятельства сложатся так, что и наши дети станут такими же. И вот, мы завороженно вглядываемся в снимок, сознание рисует продолжения сюжета, кадр "цепляет".
 Может я не прав? Возможно! Ведь в разговоре о тонких материях нет четких границ ни нравственности, ни морали. Во всяком случае, стоило только  Хайну изменить тональность фотографий и сделать их  более позитивными, как его популярность сошла на нет.
Поэтому если взглянуть на  известную серию Льюиса о строителях Эмпайр-стейт-билдинг или на снимки другого мастера "высотной" съёмки Чарльза Эббетса, то волей-неволей приходишь к выводу, что авторы сознательно используют фактор страха для достижения успеха. Ведь страх высоты сидит в нас очень крепко и мы готовы долго вглядываться в снимки, сделанные смельчаками фотографами о преднамеренно бравых смельчаках строителях.




  Альпинисты, гонщики, парашютисты, дайверы, преступники всех мастей, неверные жены и мужья, бизнесмены, политики, и пр. и пр., все они знают пьянящую цену страху и эйфорию от его преодоления. Не все, однако, делают страх своим постоянным спутником в своей профессиональной деятельности. И уж точно не все при этом устраивают фотосессии. Среди тысяч специальностей немало таких, которые подразумевают опасность как естественный, ежедневный фон. Неудивительно, что именно они очень часто становятся героями репортажей. Как-то раз я наблюдал за работой мастера по установке балконного остекления. Дело происходило на одном из верхних этажей московской высотки. Парень, лет 28-и, после того как окончил подготовительные работы, долго курил, жадно затягиваясь, и глядел вдаль каким-то отстраненным взглядом. Я отчетливо чувствовал, что в этот миг мы жили с ним в разных временных измерениях. Ему, видимо, казалось, что время стремительно и скоротечно. Я же, утомленный всем происходящим томился ожиданием.  Через минуту мастер шагнул на поручень ограждения и уперевшись только одной рукой в потолок, другою принялся за установку крепления вертикальной стойки. Никакой страховки! В какой-то момент даже мне стало не по себе. Будь у меня в тот момент камера под рукой - думаю снимки бы получились шокирующие.




  Один мой случайный знакомый, не ахти какой фотограф, показал мне снимки, от которых холодело внутри. Необычная точка съемки, ракурс и динамика снимка завораживали. Но ничто не могло сравниться с ощущением реальной смертельной опасности и ужаса от понимания того, что мне бы уж точно никогда не хватило бы духу на такое.   Дело в том, что товарищ оказался промышленным альпинистом, а съемка происходила на высоте 300 метров, прямо во время работ по монтажу остекления башни Меркурий Сити Тауэр в комплексе Москва-Сити.  На мой вопрос о том, в какой степени страх высоты мешает работе, парень лишь ухмыльнулся.



  Сегодня я выкладываю небольшую серию, о крановщиках.  Мне она показалась достойной внимания. Изначально я был очарован перспективой, светом и геометрией пространства. Поэтому съемки начал спонтанно в первый представившийся момент. Но так совпало, что я запечатлел работу ремонтной бригады и то, как эти ребята ведут себя на высоте.



  И случилось то, что и должно было случиться.  Фотографии приобрели некую дополнительную притягательность. Строгая геометрия сменилась динамикой. Появился сюжет. Как в хорошем вине заиграл букет оттенков. И где-то глубоко, тонким-тонким ароматом зазвучал ощутимо Его  Величество Искуситель СТРАХ.


Tags: Где-то в Москве, Мои фото, Репортаж
Subscribe

  • У пруда.

    Помню как радовался я когда впервые увидел на одном из столбов в нашей деревне гнездо аистов. Тогда оно еще было тощее и корявое. Была осень и…

  • На велосипедах в село Ильинское.

    Два колеса, две педали, один руль - чем не машина времени. А и впрямь! Там где переднее колесо-будущее. Где заднее - прошлое. Сам велосипедист в…

  • За красоту надо бороться :)

    Вот если бы лайков или дислайков не было, а был бы некий гаджет.... Ведь все сейчас неравнодушны к гаджетам.... Так вот, был бы такой гаджет что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments