141840 (141840) wrote,
141840
141840

Categories:

На Оке.





   Гидроузел на реке Оке был возведён еще до революции.  Строительство, во время которого реку буквально укротили, велось с 1911 по 1914 год. Собственно перед нами наглядный пример технического могущества Российской Империи незадолго до ее краха. Как известно, в библиотеке Конгресса США хранится ныне архив знаменитого фотографа Прокудина-Горского, который содержит великое множество уникальных снимков. Есть среди них и те, которые запечатлели процесс возведения гидроузла на реке Оке в районе Белоомута.  (Кому интересно даю ссылку, пройдя по которой можно увидеть, что творилось в этих местах чуть более века назад.)
  Как я уже говорил, необходимость сооружения была вызвана потребностью в стабильном судоходстве на всем протяжении Оки для судов речного класса. Несколько таких вот гидроузлов, включающих в себя плотины и шлюзы, образовали каскадную систему, обеспечивающую необходимые глубины для движения на всем протяжении Оки от Нижнего до Коломны. Подвергаясь реконструкциям, которые не изменили существенно заложенную  изначально инженерную идею и конструкторские решения, система дожила до сегодняшнего дня.Но всему, кажется, есть предел и недалек тот день, когда то сооружение, которое мне посчастливилось снять, исчезнет, а для его замены будет построен новый гидроузел, принципиально иной  и с иными возможностями.




 Пока я стоял у лагеря рыбаков и думал обо всем об этом,  вверх по направлению к шлюзу прошла тяжело осевшая баржа, которой удалось все-таки сняться с песчаной банки. Теперь рулевой держал  ее ближе к противоположному берегу. Более ненужная мерная рейка  копьем торчала из груды щебня. За штурвалом буксира гордо выпятив грудь стоял давешний матрос.В брызгах пены мелькнуло его загорелое лицо.
  Несколько расстроенный тем, что операции спасения терпящих бедствие не понадобилось, я отвернулся к плотине.  Отсюда, снизу, вид был довольно интересный. Стальная, похожая на гребешок, конструкция перекинулась с одного берега на другой.  Тонны речной воды ощутимо напирали на ее стальной хребет, зеленели от натуги не в силах его одолеть, и, становясь цвета зеленого меда, продавливались сквозь опоры. Затем они с шумом  обрушивались вниз, поднимая облака водяной пыли.  Далее вниз шло бессистемное бурление. Потревоженные волны катились вниз с трудом успокаиваясь. От их зелено-медового цвета не осталось и следа. Теперь они приобрели оттенок воронова крыла, будто это не река вовсе, а грозовая туча, упавшая оземь. Вот-вот, кажется, случится разряд и полыхнет молния. Я невольно попятился.



 Преодолев кустарник, чудовищно заросший  бешеным огурцом и крапивой я поднялся еще чуть выше, чтобы подойти уже непосредственно к плотине.




  Было интересно прогуляться по самой плотине. Если, конечно, такое было возможно. Дело в том, что готовясь к предстоящей поездке, я порылся в интернете и предполагал, что сама плотина служит еще и пешеходным мостом одновременно. В качестве доказательства приведу снимок с http://www.panoramio.com/:
Люди используют гидроузел как пешеходный мост
 Однако, все подходы оказались перекрыты высоким забором из рабицы, а грозные надписи запрещали приближаться. Поэтому моим планам перехода на левый берег Оки не суждено было сбыться.


Эта фото с http://static.panoramio.com    gaga1234
 Вероятно, именно так выглядела округа и в тот день, когда я побывал на гидроузле. Вот только поле, что внизу кадра, было все сплошь в зарослях бурьяна. За рекой поселок Гидроузел. Его появление несомненно обусловлено появлением в этом месте плотины. А значит ему сейчас лет сто. Говорят, что живет в нем на данный момент не более двух десятков человек.



   И долго еще я боролся с желанием перемахнуть через ограду и броситься на мост как на амбразуру. Затем мое внимание привлек звук мотора. Я поднял голову и увидел легкомоторный самолет. Он деловито несся откуда-то со стороны Белоомута. За последний час  это был уже третий моноплан, замеченный мной. Значит где-то в за рекой есть аэроклуб и летное поле. Мне стало еще печальнее. Значит и этого я не увижу. А пилот, покачав крыльями, заложил вираж и пошел вдоль Оки.





  Однако, надо было торопиться. Опаздывать на обратную электричку совсем не хотелось. А я знал, что неподалеку есть еще много интересного.  День близился к экватору. И я решил вернуться немного назад, к тем холмам, что окаймляют речную долину. Ока в этих местах выписывает причудливые зигзаги и принимает в себя несколько небольших притоков, в том числе речку Вобля. Естественно, что мне захотелось взглянуть на нее и если получиться дойти до  устья.



  Вскоре я вышел с просёлка на асфальт. Шагать стало легче. Горизонт впереди оживляли холмы, коими вообще славятся окрестности Оки. Они медленно приближались, вырастая в размерах. Я с интересом рассматривал их крутые лбы. Казлось, что на их склонах, если постараться, можно увидеть следы времени, которые подобно морщинам оставляют свои следы на поверхности земли. И таким покоем повеяло от этой высокой травы, от этой петляющей  и теряющейся где-то за перевалом дороги, от этого яркого солнца, что я даже немного вздрогнул, когда увидел какие-то темные тени стремительно скатывающиеся вниз  прямо по яркой зелени крутых склонов. Они мчались не выбирая дороги, прямо по этой траве. Одна, другая, третья,....десятая.  Пока еще трудно было понять что это такое. Но вот первая фигура заложила вираж, промчалась вдоль небольшой речки и выскочила на шоссе. За ней последовали и остальные.




  Оказалось, что судьба приготовила мне новый сюрприз.  Фигурами оказалась стайка мотоциклистов-экстремалов, которая для остроты ощущений решила часть своего маршрута проехать не по дороге, а напрямик через поля и холмы. Надо сказать, что подобный поступок требует немалого мужества. Я приветствовал проезжающую группу восхищенным поднятием рук. Мотоциклисты на это ответили дружным вставанием, причем  прямо на ходу,  и стоном клаксонов.



Речка Вобля. Доподлино неизвестно откуда взялось такое странное название. Мне симпатично уже то, что наименование Вобля может иметь историю очень схожую с историей имени моей родной реки Яхромы. И то и другое может быть вырвавшимся в сердцах восклицанием.

Вскоре я добрел до той речки, у которой выскочили байкеры.  Здесь был шоссейный мост.  Судя по карте, это и есть Вобля - одна из множества небольших рек,  впадающих в Оку. Она бежала вдоль  подножия холмов  к Оке, которая здесь изгибалась причудливой серьгой. Некоторое время я стоял и смотрел на зеленую бороду водорослей, колышимую быстрым течением, на шустрых рыбок снующих то тут то там, на то как  отражается солнце в прохладной воде.

 Продолжение следует....
Tags: Мои фото, На Оке
Subscribe

  • На велосипедах в село Ильинское.

    Два колеса, две педали, один руль - чем не машина времени. А и впрямь! Там где переднее колесо-будущее. Где заднее - прошлое. Сам велосипедист в…

  • Покатушки назревают.

    А что, ребятки, не махнуть ли нам в Питер? Из Москвы..... На велосипедах. А?! Ведь здорово же. И, наверное, интересно. Нет, скажете вы, не…

  • Яблочный спас.

    К яблокам я долгое время был равнодушен. Не нравился мне ни вкус их, ни хруст. От этого хруста ... бр-р-р-ррр... мороз по коже. Иногда с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments